Вопрос. В истории философии сформировалось 2 основных подхода к объяснению динамики и логики общественного развития: 1
В истории философии сформировалось 2 основных подхода к объяснению динамики и логики общественного развития: Формационный подход возник в рамках философии марксизма. В основе данного подхода лежит представление о том, что развитие общества имеет преемственный спиралевидный и прогрессирующий характер, т.е. история человечества представляет собой процесс восхождения от менее совершенных форм общественной жизни к более совершенным. Формационный подход рассматривает историю человечества, как имеющую определенную качественную цель, достижение которой совпадает с возникновением окончательного и совершенного типа общества, именуемой Марксом коммунизм. Согласно данному подходу, процесс развития общества представляет собою трансформацию общественной структуры путем перехода от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой. ОЭФ – исторически сложившийся способ производства распределения и потребления материальных благ, а также система основанных на данном способе общественных институтов, идеалов, ценностей и элементов общественной психологии. ОЭФ состоит из двух структурных уровней: С точки зрения Маркса, специфика базиса определяет содержание надстройки, т.е. экономическая сфера жизни общества предопределяет состояние и характер всех остальных сфер, иными словами общественное бытие определяет общественное сознание. Маркс рассматривает человека как общественного индивида, который в своих характеристиках является полностью производным от тех экономических структур, в рамках которых он проявляется, т.е. человек есть исключительно социально-экономический продукт. В своих характеристиках он формируется обществом. Таким образом, личность не может оказывать влияние на общественный процесс, т.к. она сама порождается ими. ОЭФ процессы, их логика и динамика являются объективными по отношению к человеку: здесь Маркс сближается с точкой зрения Гегеля на всемирную историю, но только с позиции материализма. Гегель также утверждал, что историй движут объективные по отношению к человеку силы (Мировой разум), а личности, формирующие историю, есть лишь выражение воли Мирового разума. С точки зрения Маркса, объективной силой, движущей прогресс общества, является диалектика производительных сил и производственных отношений, которые, вступая в противоречие, взаимодействуют и порождают новый тип базиса, который в свою очередь трансформирует надстроечную часть формации: производительные силы прогрессируют с течением времени под влиянием прогресса науки и техники. В итоге, они выходят на такой уровень, что вступают в конфликт с существующими производственными отношениями. На уровне общественной жизни данный конфликт проявляется в классовой борьбе, которая приводит к смене ОЭФ. Маркс выделял 5 основных ОЭФ: Формационный подход оказал значительное влияние на методологию таких наук, как история, экономика, социология.
|