В период Возрождения (XVI век) представляет собой переходный момент от религиозной картины мира Средних веков к светскому и научному мировоззрению Нового времени.
Основными характеристиками мировоззрения эпохи Возрождения являются:
1. Пантеизм - представление о тождестве Бога и природы. С этой точки зрения, мудрость и совершенство Бога воплощены в красоте, гармонии и законах природы, т.е. через изучение природы возможно через постижение сущности божества. Пантеизм привел к бурному развитию в эпоху Возрождения наук и искусства
2. Гуманизм - учение о том, что человеческая личность обладает самостоятельностью, достоинством и неотъемлемыми правами, которые должны охраняться и гарантироваться обществом
3. Индивидуализм - представление о том, что каждый человек изначально наделен некоторыми уникальным талантом и смыслом его жизни является реализация этого таланта.
4. Мистико – символический характер мировосприятия. В Возрождение не сформировалось науки, как области исследования, основанной лишь на разуме человека. На Возрожденческое мировосприятие значительное влияние оказывали мистические и магические учения, заимствованные из мифологии и религии. В итого место химии занимала алхимия, астрономии – астрология.
5. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть вэкзистенциализме.
Наиболее известными мыслителями Возрождения являются Дж. Бруно и Николай Кузанский.
Дж. Бруно утверждал, что Вселенная является бесконечной; в ней существует бесчисленное множество миров, а соответственно, Земля не является центром Вселенной. Идеи Бруно разрушили геоцентрические представления Средних веков.
Н. Кузанский – католический священник. Пытался осмыслить религиозную картину мира при помощи научной терминологии. Бога он определил как тождество абсолютного математического минимализма и максимализма, а процесс творения мира описывал как реализацию математических и геометрических законов в материи.
Эпоха Возрождения сформировала предпосылки для возникновения мировоззрения Нового времени.