Философия в период средних веков имеет выраженный теологический характер т.е. при помощи философских понятий и теоритических конструкций осмысливаются и решаются богословские проблемы т.к. средневековая культура в целом является теоцентричной т.е. все средства и усилия культуры дынной эпохи нацелены на богопознание, а так же на усвоение религиозной картины мира. В средневековой науке сформировалась идея о том, что философия является «служанкой богословия» т.е. философия не имеет собственного мировоззренческого статуса и призвана решать проблемы, которые ставит перед ней религия:
· Систематизация религиозного наследия;
· Популярное изложение религиозных идей в доступной форме и т.д.
Средневековая философия делится на 2 периода:
Патристика - от латинского «отец»; представляет собой литературу отцов церкви. (1 -5 в)
Во время становления церкви складывались ее основные догматы, эти догматы закладывались ведущими деятелями церкви, которые интерпретировали учение Христа и послание Апостола.
3 периода:
1. Апостольский (1 – середина 2 в.) – Апостолы несли благую весть.
2. Апологистический – письмена в защиту новой религии; писали их люди, которые называли себя апологетатами; убедить Рим в лояльности новой религии существующему строю (середина 2 – 4 в.) – Тертулиан, Ориген.
3. Зрелая патристика (4 -5 в.) – христианская церковь заняла прочное место, язычество ушло в небытие; Августин Аврелий; происходит деление церкви: католицизм и православие.
Восточная патристика: Иоанн Златоуст, Григорий Палома
Идея: идея монотеистического Бога и трех его эпостасий, идея теодицея.
Схоластика – от латинского схола, тип философствования, который основан на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально логического доказательства. Содержание приносится в жертву форме.
В это время возникает 2 направления:
1. Номинализм – от латинского nomen – имя; универсалий не сущесвтует объективно, а является лишь именами вещей; Бог не творит по заданным образцам; творит каждую вещь отдельно, изучать каждую вещь нужно отдельно. (Росцелин, У. Оккам, Иоанн Д. Скотт) Разновидности: умеренный (концептуализм) – возникает благодаря Пьеру Абеляру; универсалий существует объективно только в человеческом сознании.
2. Реализм – положил свое название от латинского реалис – вещественный; согласно реализму, центральная идея – идея о существовании; универсалий – общественное понятие. Суть спора заключалась в том, что существует ли универсалий объективно и независимо от человека или же они являются только пустыми названиями. Реалисты считали, что универсалий существует объективно, Бог творит мир по заданным образцам. Эта мысль уходит в учение Платона, Фомы Аквинского. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие философской мысли, возвысив человека до уровня Бога.