Советское языкознание (1918-1959-60 годы ХХ века)
Термин «советское языкознание» имеет не только географическое значение, это особое направление в мировом языкознании, объединившее деятельность лингвистов Советского Союза. Советское языкознание не было однородным. Некоторые ученые эмигрировали из России (Якобсон, Трубецкой, Макс Фасмер, И.А. Бодуэн де Куртенэ и др.). Некоторые ученые поддерживали связь с Пражским лингвистическим кружком (Г.О. Винокур, Е.Д. Поливанов). Некоторые ученые были верны идеям сравнительно-исторического языкознания. Некоторые увлеклись новым учением о языке Н.Я.Марра. В целом советское языкознание отмечено успехами: - десятки народностей Советского Союза в 20-30 годы получили письменность на родном языке: лезгинский, чеченский, адыгейский, удмуртский и т.д. - развернулась работа по изучению русских диалектов. - Московская диалектологическая комиссия работала над картами, атласами русских говоров. - заложены основы новых дисциплин: стилистика, фразеология, история русского литературного языка. Советское языкознание при всей разнородности имело общие черты: - признание социального характера языка; - антиномия синхронии и диахронии; - рассмотрение единиц языка с двух сторон: с точки зрения формы и с точки зрения семантики (содержания). Специфическим явлением советского языкознания был марризм – новое учение о языке, которое представляло смесь разных стилей языка и политического лозунга «Омолодим старушку Грамматику». Марризм представляет собой один из мрачных периодов в истории советского языкознания. Марр выдвигает тезис о единстве человеческого языка, язык отражает не мышление человека как представителя народа, а демонстрирует социально-классовый тип мышления, обусловленный политическим, экономическим устройством общества. Марр утверждает, что у слов нет никаких значений, кроме тех, которые порождены определенным социальным строем. Развитием, изменением языка являются общественно-экономические законы, то есть законы внешние по отношению к языку. Изменение языков обусловлено революционным процессом в истории народа. Поэтому языковое родство Марр считает явлением общественным, а не генетическим. Родство не наследуется, а приобретается языками в ходе развития. В целом учение Марра критиковалось за преувеличенное внимание к социальной стороне языка. Л.В.Щерба (фонология, ЛФШ). В.В.Виноградов (фразеология, стилистика, ИРЛЯ, словосочетания). И.И.Мещанинов (синтакис).
11. Современное языкознание (70-е гг. ХХ в. – настоящее время) (6 этап)
Современный этап должным образом в ВУЗовских учебниках не описал, потому что в лингвистике произошло много перемен, и теоретики языка не знают как их классифицировать. Целесообразно сведения о современном языкознании подать через понятия парадигма научных знаний и научная революция. Это перемены ввел американский ученый Томас Унн. Научная парадигма – научные достижения, которые дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения. С этой позиции современное языкознание нельзя охарактеризовать какой-то одной парадигмой, так как его характер полипарадигмальный, в отличие от предыдущих этапов, когда можно было без труда определить ведущую парадигму. Смена одной парадигмы другой происходит через научную революцию – это выход из кризиса. Пример научной революции – идеи курса «Общей лингвистики» Соссюра, которые проложили путь структурализму. Полипарадигмальный характер лингвистики определяют следующие парадигмы: - антропоцентризм; - экспансионизм; - функционализм; - экспланаторность; - формоцентризм; - семантикоцентризм. Антропоцентризм заключается в том, что язык изучается по его роли для человека, по функциям для развития человеческой личности и ее жизнедеятельности. Именно человек становится точкой отсчета в анализе языковых явлений, человек творит язык, язык нужен человеку. Экспансионизм, то есть стремление расширить область лингвистических исследований. Языкознание – это наука с безграничными перспективами, которые проявляются лингвистической экспанансией: - появление новых объектов исследования; - создание новых методов возникновения коллективных наук на стыке гуманитарных негуманитарных дисциплин (психолингвистика, социолингавистика, этнолингвистика и т.д.). Объектом лингвистики всегда был и будет язык, но этот язык в разные периоды поворачивается новыми гранями и изучается по-новому с привлечением других наук. Функционализм имеет требования – изучать язык в действии при исполнении им служебных обязанностей – функций. Причем, если в XIX в. – начале ХХ в. было изучение внутренних закономерностей языковой системы, то современная лингвистика рассматривает функционирование языка как важнейшего средства человеческого общения. Языковые единицы выполняют три функции: - строевую (звуки, морфемы); - номинативную (слова); - коммуникативную (предложения) (см. Функции языка в обществе в т. «Язык и общество»). Любую языковую единицу нужно характеризовать с трех сторон: 1) форма; 2) значение; 3) функция. Экспланаторность означает, что лингвисты стремятся не только описать факты языка, но и дать им объяснение. Описание направлено на постижение структуры и семантики языковых элементов, а объяснение направлено на выявление функционирования. Формоцентризм, то есть сосредоточение внимания на плане выражения, на структуре языковых единиц этот подход был свойственен представителям структурализма. Семантикоцентризм, то есть интерес к содержательной стороне языка, к плану содержания, значения. Таким образом, современное лингвистическое мышление определяется принципами антропоцентризма, экспансионизма, функционализма, экспланаторности, семантикоцентризма. В центре современной парадигмы изучения языка находится вопрос о роли человеческого фактора в языке.
|