Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра (1857-1913)
Француз по происхождению, родился в Женеве. Свои лингвистические открытия сделал в 19 лет, когда открыл гласный звук, который не был зафиксирован в известных памятниках письменности. Но после смерти Соссюра были найдены древние письменные источники мертвого хеттского языка с этим гласным звуком. Свое открытие Соссюр сделал в рамках сравнительно-исторического метода, однако этот ученый не является чистым представителем этого метода, так как идеи Соссюра послужили основой для возникновения нового метода – структурального. Ученого называют основоположником социологического направления и все разработанные Соссюром проблемы актуальны для современного языкознания. Соссюр трижды прочитал в Женевском университете лекции по теории языка, но записей своих он не оставил. В разные годы лекции Соссюра прослушали от 6 до 12 студентов. Они вели записи, после смерти два студента Балли и Сине отредактировали лекции, а в 1916 г. издали «Курс общей лингвистики» под именем Соссюра. Соссюр с предельной точностью указал на предмет лингвистики: «единственным и истинным объектом языкознания является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя». Язвк должен изучаться в самостоятельной науке, а не в биологии, психологии, философии. Языкознание как наука должно считать изучение языка самым главным единственным своим предметом. Соссюр осознал, что для языка важна система, т.е. организация всех элементов по признаку взаимной обусловленности. Соссюр науку о языке – лингвистику – расщепил на две противоположные: внешнюю и внутреннюю. К внешней лингвистике отходили условия функционирования языков: историческая обстановка, общественные факторы. Внутренняя лингвистика изучала систему языка. Системность языка возможна потому, что языковые единицы являются знаком чего-то, т.е. все они имеют план содержания (кроме звука, фонем), поэтому у Соссюра родилась идея о создании особой науки о знаках – семиотики, а язык – это знаковая (семиотическая) система. Основными знаками языка являются слово и предложение. В пользовании языком Соссюр усмотрел два явления как противоположные: язык и речь. Язык – это система элементов языка и правил их использования в речи. Речь – это реализация языка. Соссюр противопоставлял язык и речь, считал это антиномией. Соссюр выделил такую антиномию: диахрония и синхрония. Диахрония – это последовательность языковых фактов во времени (история языка). Синхрония – это единовременное существование языка. Соссюр выявил у языковых знаков валентность (значимость), которая реализуется в использовании языковых знаков и по отношению к другим знакам языковой системы. Языковые знаки находятся в двух видах системных отношений: синтагматических (сочетаемостных) и ассоциативных (парадигматических). Синтагматические отношения: закадычный друг, надежный друг, партнер и т.д. Парадигматические: склонение слов по падежам. Таким образом, Соссюр обладал разносторонними интересами и стал знамением нового периода лингвистики с разными направлениями: социология языка, структурализм, сравнительно-исторический метод, общая теория языка.
|