Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формирование творческой познавательной деятельности - (ТвПд) обучаемых в вузе




 

Каковы же условия развития творчества студентов, и какой должна быть соответствующая система обучения? Дело в том, что всякое З является не только поставщиком новых областей для творческой активности, но при определённых условиях и тормозом («убийцей» творчества). Обобщение опыта педагогов и психологов [ 129,7,133,115 ], озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников, позволяет привести некоторые рекомендации для работы преподавателей ВШ непосредственно в условиях вузовского обучения. Другими словами, выскажем основные педагогические требования, предъявляемые к процессу обучения в вузе и с точки зрения творческого процесса развития мышления выпускников вуза [129]. 1) Одно из первых педагогических требований состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию учащегося (студента). Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. 2) Вторая рекомендация состоит в формировании у любого учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удаётся достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства. 3) В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. 4)Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к ТД. 5) Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению, хотя любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Опыт показывает, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности. 6) Важнейшая задача - не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может себе позволить создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за неё высказалось большинство других участников дискуссии. Однако, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить «конформиста». 7) Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. 8)Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отожествляться с ошибкой, которую надо просто исправить. Основная роль противоречий в мыслительной Д состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез. 9) Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остаётся только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления. 10) Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям. 11) Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приёмам решения задач различного типа [34]. 12) Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская Д. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включённость преподавателя в совместную Д со студентом. 13) Наконец, самая главная заповедь, - всячески поощрять стремление учащегося быть самим собой, его умение слушать своё «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать своё уважение к личности студента, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 256. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия