Интернализм и экстернализм. Роль практики в познании
Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и техническими факторами. Действительно, основой познания, в том числе и научного, является практика, потребности материального и духовного производства. Астрономия выросла из потребностей мореплавания, математика - из необходимости счета, измерения площадей и вместимости сосудов. Экстерналисты считают, что познавательный интерес всегда замкнут на определенный практический интерес. Крайние экстерналисты утверждают, что появление науки обусловлено экономическими и военными потребностями нарождающегося капиталистического общества. Недостаток экстернализма состоит в недооценке роли внутренних факторов развития науки: мировоззренческих установок, ценностных ориентации, идеологических взглядов и других компонентов духовной жизни общества. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внимание уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. По их мнению, наука возникает как отражение духовной культуры эпохи, закономерности её развития, изменения способа мышления. Многие открытия в науке возникали в результате ее автономного развития, вне связи с практикой, порой случайно. Наука развивается по своим собственным закономерностям, обладает внутренней логикой развития. При решении вопроса о выборе между экстернализмом и интернализмом необходимо избегать крайностей. Ни один из факторов социальной среды (потребности экономики, техники, идеологические ценности), ни даже социокультурная среда в целом не могут детерминировать появление новой идеи. Роль социокультурной среды состоит в том, что она «провоцирует» рождение конкретной идеи, способствует ее появлению. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики - главный источник, основная движущая сила этих процессов. Практика в процессе научного познания выполняет следующие основные функции: 1. является источником научного познания. 2. основа научного познания, его движущая сила. 3. служит целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей. 4. является критерием истинности научного знания. Если знание истинно, верно отражает действительность, то практика подтвердит это своей успешностью, если знание ложно - практика выявит это провальными результатами. В современной методологии науки процедура проверки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация». Понятие «верификация» означает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Понятие «фальсификация» означает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки.
|