Членство в профессиональных объединениях
Во всем мире учреждаются профессиональные ассоциации в результате добровольного объединения ряда лиц, вкладывающих свои усилия и некоторые средства для институционализации и защиты общих интересов. Иногда наряду с частными лицами, в числе учредителей профессиональных объединений выступают организации – они помогают на первых порах с помещением, оборудованием. Учредители формулируют правила приема. Эти последние варьируют, но чаще всего объединения оказываются открыты как для индивидов, так и групп. Что касается индивидуального членства, то оно может быть при условии уплаты взноса: - открытым для всех независимо от образования (как, например, первоначально в Англии; Международная социологическая ассоциация открыта для «научных и практических работников» и включает примерно 3 тысячи 300 членов из более 90 стран) или ограничено лицами, имеющими социологическое или смежное образование на уровне бакалавра или выше, (в Германии в ассоциации состоят 1400 членов, 80% которых – лица со степенью), по мере развития дисциплины; - полным или неполным, последнее - для студентов (меньший взнос, иногда без права голоса); - обычным и почетным, присуждаемым обычно на общем собрании путем голосования (без взноса и права голосовать и быть избранным). Групповое членство допускается в ряде профессиональных организаций, чаще федеральных, региональных и международных, главным образом в целях получения больших средств организацией и экономии за счет одного коллективного взноса для учреждений (а также престижа, причастности и т.п.). Особенность СССР здесь состояла в том, что ученые не могли функционировать сами по себе, а всегда были «представителями» учреждений и институтов. В ССА на этом начальном этапе могли вступать только коллективные члены. Членами-учредителями с согласия ЦК КПСС и Президиума АН СССР были назначеныИнститут философии, Институт права, Институт экономики, Институт этнографии, Институт философии УССР, Институт философии и права АН БССР, ученые советы философского факультета МГУ, кафедра диалектического и исторического материализма АОН при ЦК КПСС, кафедра философии Института международных отношений и ряд других научных учреждений. Эти учреждения и институты отвечали за лояльность своих сотрудников и контролировали их профессиональную деятельность, в том числе и связанную с ССА. Для всех других индивидов доступ к ССА был пока закрыт - еще одна особенность этого объединения. Еще одной особенностью ССА было то, что деятельность ее планируется вышестоящими организациями. Ей разрешается издавать ежегодно четыре номера журнала «Общественные науки в СССР». Ни коллективные, ни тем более индивидуальные членские взносы в учредительных документах не упомянуты. Итак, если в обычных обстоятельствах сначала возникает дисциплина, а на некоторой стадии те, кто с ней связаны, осознают необходимость объединения и объединяются. В СССР в 1960-1970-е гг. было, как уже говорилось, наоборот. Наряду с функционированием ССА, в основном в качестве экспортного фасада социологии СССР, продолжается реинституционализация этой науки. Она проходит, однако, под знаком постоянных дискуссий о статусе социологии, а именно вокруг вопроса о том, не является ли она излишней при наличии исторического материализма. Противоречивы процессы тех лет. С одной стороны, растет число социологических подразделений и лиц, в них работающих: к середине 1970х гг. только в рамках АН СССР существует уже более 40 подразделений «социологического профиля». В вузах число социологических лабораторий и секторов, увеличившись за 5 лет в 4 раза, вузовская социология выполняет значительный объем работ по заказам заводов и других организаций. В прикладной социологии занято почти 900 научных и научно-педагогических работников; ССА объединяла 400 коллективных и 15 тыс. индивидуальных членов. Большинство коллективных членов ССА составляют отделы, лаборатории, центры научной организации труда промышленных предприятий. Многие газеты вводят рубрики «Помогли социологи», «Общественное мнение» и подобные. С другой стороны, социология оказывается крайне идеологизированной наукой. Особенностью СССР здесь оказываются масштабы этой идеологизации. В годы застоя власти проводили политику удержания социологического сообщества в определенных рамках: в партийных верхах был принят термин "управляемый" и "неуправляемый" интеллигент. Как только социолог попадал в категорию "неуправляемых", его исследования табуировались и сам он становился персоной, подлежащей внимательному наблюдению властей. Таковым стал Ю.Левада. Его лекции были изъяты и не прошли советскую цензуру.
|