Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского




Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентяб ря на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогичес кий институт. В 17 лет он стал учи телем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.

В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаря да остались у него в груди навсегда.

В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Она помещалась в небольшом и неказистом зда нии, построенном в начале XX в.; здесь размещались и квартира, где Сухомлинский жил с семьей, и его кабинет — маленькая комнатушка.

Павлышская школа, ставшая знаменитой в 60—70-е гг., объединяла уже несколько зданий, оранжерею, сад, пасеку, виноградник, опытные участки. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопуб ликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок кра соты» — так называл ее Сухомлинский.

«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухом линский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматри вался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным про цессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитан ник объединены множеством интересов и увлечений».

До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».

Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Резуль татом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллекти визма у учеников» (1956), «Воспитание коммунистического отношения к труду» (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.

В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию и остался в своей школе. В 1968 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педа гогических наук СССР.

Опыт творческой работы Павлышской школы, обобщенный и отра женный в книгах и статьях В.А. Сухомлинского, вызвал большой интерес педагогов как в СССР, так и в других странах.

Учение школьника. Сухомлинский убежден, что духовную полноту и на сыщенность жизни могут дать только широкое, разностороннее образо вание, активное стремление к знанию, радости знания. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему плохо или скучно, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

Возникающее у детей нежелание учиться происходит от непосильности учебной работы, а она, в свою очередь, является следствием перегрузки. Огромный поток информации, обрушивающийся на ученика на уроках и вне школы, не только развивает, но нередко подавляет детский ум. Сухом линский это очень остро чувствовал и не преставал писать о том, какими последствиями грозит перегрузка и связанное с ней преждевременное прерывание детскости. Разумному режиму дня, посильной умственной нагрузке в чередовании с физической он всегда придавал первостепенное значение. Именно это больше всего поражало при знакомстве с его шко лой: у Сухомлинского дети как дети. Он не только не глушил, не сокращал, но наоборот, раздвигал, удлинял, всячески продлевал детскость. Возможно, в этом состоит одна из наибольших его заслуг.

Но перегрузка — это не только объем материала. «Перегрузка полу чается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает», от него требуется не размышление, догадка, а лишь запоминание учебного материала. Поэтому «устранение перегрузки зави сит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни учени ка». Важен не объем материала, а его качество, установка не на зубрежку, а на поиск ответа на вопрос. Мышление ученика развивается тогда, когда у него появляется потреб ность ответить на вопрос, и вызвать ее — самое трудное дело и наиболее верный показатель педагогического мастерства.

Нелепо стремиться на занятии к тому, чтобы умственное напряжение держало ученика весь урок. Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке «обстановку постоянного умствен ного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними фактора ми, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резким переходом от одного вида работы к другому, проверкой знаний сразу же после объяснения (точнее, угрозой поставить двойку, если ученик не слушает то, что он рассказыва ет), заданием сразу же после уяснения какого-нибудь теоретического по ложения выполнить практическую работу...

Перегрузка ученика — следствие и недостаточного мастерства педаго га. Учитель забывает о том, что учение — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда во многом определяется теми отношения ми, которые складываются между ним и учащимися. Единственным ис точником, питающим огонек пытливости, является радость успеха и его-то и следует постепенно поддерживать. Спокойная обстановка це ленаправленного труда, без спешки и рывков, отсутствие раздражитель ности, ровные, товарищеские взаимоотношения создают душевное равно весие, без которого невозможно работать в школе.

Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. Кажется простое дело — оценка. Но нередко можно наблюдать «психоз погони» учителя и родителей за отличными оценками, тогда несчастный ребенок, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником.

Мудрость педагога заключается в том, чтобы не допустить потери ре бенком веры в себя, не позволить ему потерять свое достоинство.

Как сделать учение радостным, превратить школу, в дом радости — это одна из главных проблем образования. Одним из условий появления такой школы является собственное творчество ребенка, которое было в Павлыше поразительным.

Дети должны жить в мире творчества. Втискивая в головы детей готовые истины, обобщения, утверждает Сухомлинский, учитель подчас не дает ученикам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из жи вого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство. Уникальным был своеобразный эксперимент Сухомлинского •— «Павлышские сказки». Детские сказки составили 45 рукописных томов, в них помещено несколько тысяч лучших сказок, сочиненных детьми.

Учительница младших классов рассказывает, как все начиналось. Как-то после уроков Василий Александрович пригласил к себе группу учителей и прочитал им несколько собственных сказок. Всем они понравились. Тогда он предложил десятка два тем и уговорил каждого попробовать свои силы в этом виде художественного творчества. Это оказалось трудной задачей, получилось не сразу. И только затем начали обучать этому детей, разработав многоступенчатую систему подготовки школьников к созда нию собственных сказок.

Первый этап — «это уроки мышления среди природы». Они прово дились во внеурочное время в школьной усадьбе или в лесу, в поле или на берегу пруда. Познавательная часть чередовалась с игровой. Цель урока — знакомить детей с окружающей действительностью, с явлениями приро ды, с животными и растительным миром — ученики обязаны знать на звание всех деревьев и цветов, растущих вокруг школы. Примерные темы уроков: «Живое и неживое в природе», «Солнце — источник жизни», «Что случилось бы, если бы человек перестал трудиться», «Что общего между молоком и солнцем» и т. д.,. Одновременно учитель знакомил детей со сказками, используя рисунки, кукольный театр.

Не будь этой постоянной творческой работы по созданию сказок, речь многих детей оставалась бы сбивчивой, мышление хаотичным. Учителя предположить не могут, насколько неиссякаема детская фантазия в мире сказок, как велико ее влияние на душу, на речь ребенка, замечал Сухом-линский.

В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными заня тиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, метал лургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увле чение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили: станки, движущиеся модели, мик ролитражный автомобиль, приборы для физического кабинета, радиопри емники. Вообще многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испыты вал радость успеха, что сказывалось и на его учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному. Так, например, он рекомендует давать детям опытный участок не с плодород ной почвой, где они смогут вырастить хороший урожай, а со скудной зем лей; тогда появляется необходимость в книгах, в теории, в эксперименте. Тогда и развивается старательность, усердие, укрепляется характер — все это отразится и на учении в школе.

Процесс учения для детей — это и процесс самообразования и само воспитания. «Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружа ющем мире и самом себе», — считал Сухомлинский. Как сделать, чтобы ученика привлекали не только магнитофон, кино и танцы, но и умные книги?

В школе Сухомлинского была создана «Комната мысли», где собраны «самые умные» книги. Она располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель читал детям стихотворения, и у них возникало желание вы учить их и самим, в результате школьники знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый вид чтения для подрост ков. Несколько недель читали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Малахитовую шкатулку» Бажова и другие книги. Среди подростков по явилось много поэтов, это стало возможным потому, что педагог открыл перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова.

Сухомлинский, преподававший литературу в школе, пишет о том, что она изучается совсем не для того, чтобы через несколько лет бывший школьник смог повторить то, что заучил. «Конечной целью изучения ли тературы является становление внутреннего мира человека — морали, культуры, красоты. Когда я видел, что подросток взволнован, потрясен ху дожественным образом, когда, слушая произведение, он задумывается над собственной судьбой, — для меня это было несравненно важнее, чем то, что он дал точный ответ. Возможно, это в какой-то мере преувеличение. Но эта мысль не дает мне покоя уже тридцать лет: ставить вопрос учени кам после чтения художественного произведения иногда так же неумест но, как после слушания музыкального произведения предлагать расска зать содержание прослушанного».

Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется красиво сказать о красоте, для которого понятие о красоте выражается в уважении человеческого достоинства, — такой человек не может стать циником, убеждает читателей В.А. Сухомлинский.

Таким образом, сделать процесс учения для ученика радостным, а не изнурительно-тяжелым можно, если:

ученик будет изучать факты, делать из них самостоятельные выво ды, совершать «открытия», а не заучивать обобщения из учебника;

ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве;

обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием;

ученика и учителя связывают доверительные, деловые и спокойные

отношения;

оценка не угнетает ученика.

Подлинная школа — это царство деятельной мысли, в которой ученик испытывает радость успеха и приобретает любовь к тяжелому умствен ному труду.

Нравственное развитие школьников. Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает в себя такие черты личности:

умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями

и святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе —

как «понимание и переживание цели, смысла жизни»;

гармоническое единство общественного и личного, большого и

малого в духовной жизни личности;

богатство духовного мира, интересов и потребностей;

потребность человека в человеке как в носителе духовных цен ностей;

чувство человеческого достоинства — уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения

окружающими, стремление к нравственному совершенству;

любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;

открытость сердца радостям и горестям других людей.

Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душев ная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, нако нец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрас ного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рож дает потребность быть красивым.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств; детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. «Чтобы ребенок чувствовал сердцем дру гого человека — так можно сформулировать важную воспитательную за дачу, которую я поставил перед собой».

Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вы рабатывалось чувство гражданской ответственности — это тоже одна из граней нравственного воспитания.

Выработку нравственности с самого начала школьной жизни ребенка нужно начинать с близкого и дорогого ему.

Самое святое и прекрасное в жизни человека — это его мама. «Лю бите маму», — говорит учитель и сразу становится ближе к ребенку. «Берегите своих матерей» — такой стенд встречал детей сразу при входе в школу. Такой же другой стенд напоминал и матери о том, что она главный педагог. Так возникало единение школы и семьи.

Важным средством нравственного воспитания служит слово. Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой вы делил разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними; отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Уже сам перечень проблем свидетельствует о тех направлениях, в которых необходимо работать педагогу.

Темы бесед, которые предлагает Сухомлинский учителю, а через него — ученикам, включают самые животрепещущие вопросы, актуаль ные во все времена. Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим пове дением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Со блюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душев ные силы и заботу и т.д. С Сухомлинским в советской педагогике появля ются слова, прежде ей неведомые: «искупление», «счастье бытия», «мольба».

В своих книгах он размышляет о духовной готовности человека при надлежать другому человеку, быть его любимым существом; о могучей силе соучастия; о горе, страдании, отчаянии, смятении; о смерти и бес смертии; о сокровенном и неприкосновенном в человеческих отношени ях; о необходимости недомолвок; о странностях человека («Человек -сложнейший мир; в нем может быть не только доброе или злое... но и странное, трудно постижимое»). То есть Сухомлинский раскрывает и ис следует тонкости человеческой души, без наличия которых педагогу труд но рассчитывать на успех в воспитании.

Но нравственное развитие ребенка не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. «Воспи тывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случай но, мимоходом».

Каждое из занятий ребенка: учение, труд, игра, чтение, праздник — оставляет свой отпечаток в его душе и, в конце концов, определяет его жизненную устремленность, поведение среди людей.

В Павлышской школе каждый учебный год начинался праздником «Первого хлеба», который проводили дети, перешедшие из начальных классов в средние, как праздник прощания с детством и вступления в пору отрочества. Еще осенью они сеяли пшеницу на своем опытном участке, ухаживали за зелеными всходами, завозили зимой на санках снег, чтобы побольше было влаги, жали спелые стебли, молотили на маленькой молотилке колосья, на местной мельнице меняли янтарные литые зерна на муку. И с помощью матерей, бабушек, сестер они пекли большие ка раваи хлеба и вкусные пироги.

Хлеб, выращенный руками детей, ложился на праздничные столы рядом с яблоками, грушами, виноградом, сливами, медом — все из школь ного сада, выращено самими детьми, И за столы, вынесенные на школь ный двор, усаживались гости — родители, учителя, директор школы и сами хозяева праздника — четвероклассники, счастливые от сознания, что они угощают старших плодами своего урожая. И были песни, стихи и сказки.

Так возвышался труд человека и рождались щедрость души, нравст венный порыв, направленный к людям.

Об учителе. Приводимые выдержки из отдельных работ Сухомлинского позволя ют понять, каким он видел учителя и с какими педагогами работал.

Что значит хороший учитель? Это, во-первых, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком.

Хороший учитель — это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее новейшие открытия и достижения. Гордостью школы становится учитель, который к тому же обладает способностью к само стоятельному исследованию. Глубокие знания, широкий кругозор, инте рес к проблемам науки — все это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу изучаемого предмета и самого учения. Чем глубже знания, чем шире кругозор, все сторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель своих учеников.

Хороший учитель — это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспи тании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель — это, в-четвертых, человек владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела... в хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

Учитель готовится к уроку всю жизнь... Такова духовная и философ ская основа профессии и технологии педагогического труда: «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

Стать хорошим учителем можно, являясь хорошим воспитателем, так как без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура и все знания педагога являются мертвым багажом.

Воспитывать только на уроках невозможно, считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учениками и вне класса. Поход и школьный вечер — вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не может ограничиваться только передачей знания, он призван раз вивать особенный интерес к чему-то. Ученик должен найти свой интерес и во внеклассной работе, чтобы у него разгорелся огонек духовной дея тельности, укрепилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие запретов и наказаний, не станет, например, списывать контрольную у товарища. Надо развить у ребенка чувство гордости и достоинства, разбудить в нем совесть. А для этого надо привести ребенка в комнату сказок, в музыкальную комнату, в библиоте ку, в мастерскую, на опытную делянку...

И главное, надо дать ребенку прекрасных воспитателей.

«Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь уче ника только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой — только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребен ком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты».

И, конечно, без любви учителя к детям не может быть успешной его деятельности. А «научиться любить детей нельзя ни в каком учебном за ведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд — повседнев ное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него».

В школе Сухомлинского и были такие хорошие учителя, он вырастил и воспитал их из обычных педагогов. Он, как директор школы, посещал до 400 уроков учителей в учебном году. При этом была целая система работы: если он шел на урок, то потом смотрел еще 10—15 уроков подряд и разби рал сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если прихо дил молодой учитель, составлял для него задания, давал ему одному собст венные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делал это не год, не два, не три, а в течение шести — восьми лет. Если Сухомлинский брался руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказывались потом авторами научных статей.

«Директор посещает и анализирует уроки, — писал В.А. Сухомлин ский в своей книге «Разговор с молодым директором школы», — не толь ко для того, чтобы учить учителей, давать им советы. Педагогическая ла боратория школы — это творческое единство всех учителей, повседневное интеллектуальное общение, взаимный обмен духовными ценностями».

Сам В.А. Сухомлинский являл собой пример кропотливого, скрупулез ного отношения к делу, соединяемого с творчеством, многогранным ин тересом, окрыленностью, выдумкой. Иногда кажется, что силы его были неисчерпаемы, а запас времени — вдвое или втрое больше, чем у любого человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда была полная отдача сил, словно эта часть работы — единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было. Он успел за свою недол гую жизнь сделать очень много — столько, что у обычного человека это вызывает удивление. Кажется, он в день жил три дня и прожил три жизни. Вот этому драгоценному искусству продления жизни он и учил своих ребят и педагогов.

46. Краткое содержание книги Сухомлинского «Павлышская школа»







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 4102. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия