I. Философски и естественнонаучные основы педагогической системы К.Д. Ушинского
В своем философском развитие Ушинский шел от идеализма к материализму. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение. · В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, например Герберта, цель Ушинского была построить психологию на основах физиологии. · Но в вопросах социалистических он стоял на идеалистических позициях, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи. Еще в самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней. Во второй половине 60-х годов, всякое положительное упоминание о материализме, встречалось правительственными кругами враждебно и преследовалось. Ушинский мужественно заявлял, что материалистическая философия внесла и продолжает вносить в науку и мышление много положительного. К.Д. Ушинский критикует Канта, Гегеля, а также психологическую теорию Гербарта, за его абстрактность и надуманность. Но в то же время, Ушинский резко отрицательно относился к довольно распространенному в то время вульгарному материализму. Ушинский, будучи буржуазным демократом, признавал право народа. Он горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России. Но считал, что развитие страны должно происходить не революционным, а мирным путем. · В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу “преддверием церкви”
· В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. В своих поздних работах, таких как “Человек как предмет воспитания”, Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям. Он даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему. В своей предсмертной статье “Общий взгляд на возникновение наших народных школ” опровергает свои ранние взгляды о том, что лучшими учителями народных школы являются священники, утверждая, что идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве.
|