Научение н забывание
7.5.3. Правила проектирования доступных для обучения систем Способность сделать материал более легко усваиваемым — это еще один аспект проблемы, который нужно учитывать при проектировании систем, используемых человеком для обучения и работы. Опытный проектировщик должен разрабатывать такие системы, работой на которых легко овладеть (т.е. процесс тренировки сравнительно прост). Те девять практических правил, которые излагаются ниже (пункты 35—43 в табл. 7.6), можно рассматривать как общее руководство при проектировании таких систем, работать на которых можно научиться быстрее. Эти правила относятся как к принципам проектирования систем, так и к составлению инструкций по управлению ими. Использование вычислительной техники в процессе проектирования позволяет интегрировать эти две задачи, которые раньше почти всегда рассматривались по отдельности. 35. Рассмотри компромиссы между требованиями, предъявляемыми к научению, и возможностями деятельности. Требования к легкости овладения навыками по управлению системой и ее характеристикам могут оказаться противоречащими друг другу [30]. Характеристики систем, на которых легко научиться работать, могут быть недостаточно высокими, что выясняется после того, как пользователь хорошо овладевает навыками управления. С другой стороны, если управлением системой трудно овладеть, то при работе на ней никогда не достичь той производительности, которая запланирована проектировщиком, поскольку требования, предъявляемые к оператору, слишком жесткие. Таким образом, проектировщик должен всегда иметь в виду эти противоречивые требования и выбирать компромиссное решение. 36. Рассмотри, какие задачи будет решать система. Критерий принятия решений проектировщиком должен основываться на точном знании, как, кем, когда и для решения каких задач будет использоваться данная система [30]. Например, обучение работе на системах, которые предназначены для использования солдатами-новобранцами, должно занимать минимально возможное время. 37. Определи, имеются ли другие способы решения задачи. Обычно любую задачу можно решить более чем одним способом [30]. Для новичков должны быть предусмотрены способы немедленной проверки этапов решения и отображения их результатов, а также выдача исчерпывающей информации о ходе каждого этапа. Возможно, целесообразно даже предусмотреть выработку рекомендаций того, какие действия' предпринять в 352 Глава 7 дальнейшем. Дополнительная информация должна снизить нагрузку на рабочую память у новичка и увеличить эффективность как его научения, так и последующей работы. С другой стороны, если пользователь является профессионалом, то снабжение его избыточной информацией может только замедлить его работу. Таким образом, проектировщик, создавая альтернативные методы, годящиеся как для новичка, так и для профессионала, должен стремиться максимально увеличить как легкость овладения управлением системой, так и ее производительность. 38. Допускай исправление ошибок. Эффективность овладения навыком у новичка сильно снижается и процесс обучения затягивается, если новичок тратит много времени, стараясь исправить сделанные ошибки. Этот вопрос имеет некоторое отношение к нашему обсуждению компиляции знаний, которое проводилось выше [5, 6J. Проектировщик может устранить эти трудности, связанные с потерей времени, если предусмотрит специальную процедуру возвращения системы в прежнее состояние после того, как сделана одна или несколько ошибок [30]. 39. Используй цвет и графические средства для выделения изменяющейся информации. Еще один способ уменьшить нагрузку на рабочую память обучаемого оператора — отмечать определенным образом существенную информацию, которую требуется запомнить. Например, новая информация может подаваться на экран дисплея с использованием цвета и движения, однако эти средства должны отличаться от обычных приемов выделения особо важной информации (например, сигналов предупреждения и сигналов тревоги). Этому вопросу уделено значительное внимание в работах по созданию интеллектуальных обучающих систем J7, 91]. 40. Освобождай дисплей от несущественной информации. Несмотря на то что дисплей может служить весьма важным средством для облегчения запоминания, он не должен чрезмерно загружаться. Если будет отображаться несущественная информация, это приведет к увеличению нагрузки иа рабочую память оператора. Такая информация может привлечь к себе внимание, ресурсы которого ограничены и могут с большей эффективностью использоваться для обработки существенной информации. Как и при обработке обычных текстов [73], проектировщик может улучшить понимание предъявляемой информации, вводя определенные ограничения: предоставляя только ту информацию, которая важна для задачи обучения или работы самой системы. 41. Избегай подачи информации в абстрактной форме, используй конкретные данные. При передаче больших объемов информации графические изображения могут быть более эффективными, чем слова. Кроме того, визуальная информация имеет Научение и забывание дополнительное преимущество: она легче запоминается [89], поскольку имеет больше отличительных признаков. Проектировщик должен использовать любые средства для предъявления информации в визуальной форме. 42. Избегай сложных процедурных инструкций. Список процедур должен в недвусмысленной форме определять, что именно делать оператору. В той же степени, в какой несущественные подробности могут тормозить процесс понимания и запоминания основных пунктов инструкции [73], сложные рекомендации могут тормозить овладение навыком. 43. Создай условия для тренировки и тестирования. Проектировщик конкретной системы должен иметь в виду, что операторы учатся на практике. Поэтому важно дать возможность оператору практиковаться и овладеть нужным навыком. С течением времени приобретенные знания и когнитивные навыки постепенно утрачиваются [103]. Таким образом, даже если человек достиг высокого уровня владения некоторым навыком, он должен практиковаться для того, чтобы поддерживать этот уровень [85]. 7.5.4. Заключение: 43 практических правила В этом разделе обсуждаются 43 правила обучения, которые, как мы полагаем, должны самым непосредственным образом использоваться учащимся, преподавателем и проектировщиком. 14 практических правил научения указывают в общем виде наиболее эффективные способы научения. В основе этих правил лежит то, что учащийся должен активно перерабатывать новый материал, связывая его с тем, что он уже знает, использовать проверенные стратегии обучения, концентрировать внимание на материале и применять самопроверку. 20 практических правил ориентированы на тех, кто имеет дело с проектированием обучающих систем. Важно, чтобы проектировщик сначала анализировал характер предполагаемого процесса научения: является ли это научением по тексту, научением решению трудных задач или же научением сложным когнитивным навыкам — каждая из этих задач характеризуется своими наиболее важными особенностями. Для проектировщика обучающих систем также важно оптимизировать длительность периода ознакомления с инструкциями. Например, его малая продолжительность вовсе не гарантирует существенного выигрыша времени при овладении общими навыками. Последние девять практических правил предназначены специально для проектировщиков систем; они направлены на то, чтобы любой оператор мог с большей легкостью научиться работать с конкретной системой. В связи с появлением автомати-
|