ции на всех уровнях: молекулярном, клеточном, органическом, мышечном и поведенческом. Эти мосты устанавливаются и регулируются моторной системой посредством интеграции моторных ансамблей и многозвенных моторных механизмов.
Современное понимание интеграции поведенческих и физиологических функций совершенствует наши представления об эффективности деятельности.'В традиционных терминах эффективность работы определялась как отношение внешней работы моторной скелетной системы по перемещению тела и внешних нагрузок в пространстве к потребленной в процессе этой работы энергии и произведенному теплу. Однако внешняя деятельность всегда сопровождается такими формами мышечной работы, которые обычно не включают в уравнение (например, работа дыхательных мышц по перемещению газа, работа сердечной мышцы по перемещению крови), и лежащими в их основе процессами потребления энергии на клеточном и органическом уровне, которые необходимы для поддержания интеграции систем в процессе работы. Таким образом, физиологическая эффективность или, более точно, биоэнергетическая и внутренняя эффективность жизненной организации отражает сложный набор взаимодействий поведенческих и физиологических функций, которые могут приспосабливаться к меняющимся условиям напряжения и растяжения, которым подвергается мышца в процессе работы. Мы убеждены в том, что основными детерминантами физиологической эффективности являются эргономические проектные характеристики как процессов деятельности, так и существенных для двигательной координации процессов роста, созревания, обучения, тренировки и общеразвивающнх физических упражнений.
Наука о человеческих факторах, или эргономика, оказала революционизирующее влияние на организацию производства, занятия спортом и реабилитацию, поскольку было обнаружено, что изменчивость деятельности человека, которая может быть достигнута эргономическим обеспечением при разработке, может превышать разнообразие способов деятельности, связанных с традиционной практикой или индивидуальными различиями в нормальной популяции. Обоснование центральной роли эргономического проектирования при определении эффективности деятельности представлено в теориях и фактах, касающихся интеграции поведения и физиологических функций.
Человеческий организм ежедневно сталкивается с высоко изменчивыми условиями и требованиями, которые предъявляются к мышечной активности. В процессе развития моторная система и биоэнергетические механизмы, лежащие в ее основе, адаптировались ко сну, отдыху, активной релаксации, умеренной активности, длительному напряжению, максимальному на-