Коды телевидения
Событие,подлежащее передаче, уже закодировано социальными кодами, представляющими собой: Уровень 1 – «РЕАЛЬНОСТЬ»: внешность, одежда, поведение, речь, жесты и т.д. кодируются электронным образом с помощью следующих технических кодов:
Уровень 2 –«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»: камера, освещение, музыкальное сопровождение, графическое оформление и т.д., которые транслируют представляющие коды. Представляющие коды формируют представления об определенном конфликте, действии, характере, диалоге и т.д.
Уровень 3 – «ИДЕОЛОГИЯ», которая организована в связное и социально приемлемое образование за счет идеологических кодов, таких как индивидуализм, материализм, класс, раса и т.д. Не следует забывать, что любой текст организован в соответствии с кодами, отражающими определенные ценности, установки, практики. Предполагается, что интерпретатор оказывается «погружен» в контекст конкретной культуры. Иногда культуру определяют как «макрокод», состоящий из множества кодов, которые социальные группы используют для понимания реальности. В этой связи еще раз напомним общую логику нашего анализа, в соответствии с которой именно культура представляет собой своеобразную кодифицирующую систему, организующую наше понимание посредством формирования конкретных «смысловых образцов». Именно это определяет необходимость анализа системы кодов, которые используются в тексте. Заметим, что применительно к задачам анализа СМК в настоящее время наиболее распространенным является расширительный взгляд на семиотику. Ряд авторов настаивают на необходимости включения в рассмотрение не только способов организации знаков, но и контекста их восприятия. Обращаясь к коммуникации как явлению, предполагающему процессы кодирования/декодирования, выделим такие моменты. Под кодированием обычно понимают институциональные практики и организационные условия производства текстов СМК. Непосредственно текст (или форма и содержание того, что публикуется или передается) отражает результаты знако-символического конструирования послания СМК. Декодирование предполагает потребление слушателем/читателем/зрителем текста с акцентом на активном конструировании смысла послания. Следует подчеркнуть, что коды не детерминируют смысл. Одниако наиболее распространенные или доминирующие в конкретном культурном контексте коды имеют тенденцию к ограничению смысловых интерпретаций.
|