Р. Барт
____________________________________________________________ Миф - один из важнейших феноменов в истории культуры и древнейший способ понимания действительности. Основная функция мифа состоит в том, чтобы «исключить» неразрешимые проблемы через сведение их к объяснению через разрешимое и понятное. Миф ориентирован на поддержание личного, общественного, природного. Миф является первичной моделью идеологии. В науке существуют различные теории мифа. Мы остановимся на структуралистских трактовках данного феномена. Применительно к изучению массовой коммуникации важным является то обстоятельство, что именно посредством мифов, по Барту, мы оказываемся погруженными в сферу идеологии, понимаемой как мировоззрение, которое формируется исходя из конкретных позиций и социальных интересов. Отметим, что в рамках семиологического анализа миф трактуется отнюдь не в обиходном смысле (как некоторые ложные системы представлений). Барт рассматривает миф в качестве исторически и культурно обусловленного феномена. Исходным при этом является представление автора о «двуединстве» процесса формирования значения. С одной стороны, здесь взаимодействуют знаки в тексте, а с другой - культурный и индивидуальный опыт создателя или потребителя текста. Ьарт рассматривал миф как «вторичную семиологическую систему». Первичным поряд ком означивания является то, что намибыло рассмотрено как трехчленный комплекс знака, т.е. означающее, означаемое и знак. Автор определяет это как денотацию (предметы, существующие реально), когда означающее находится со своим означаемым в отношении системной обусловленности, релевантности, без каких-либо риторических или идеологических наслоений. Денотация соотносится непосредственно со здравым смыслом, очевидным значением знака. Барт использует понятие «коннотация» (мыслимый предмет обозначения) для описания одного из способов, с помощью которых знак «работает во вторичном порядке означивания. Коннотация характеризует ситуацию того, как знак воспринимается в связи с чувствами и эмоциями индвида (например: пес, змея). Причем ключевой момент здесь состоит в том, что означающего первого порядка оказывается знаком коннотации. О разнице между денотацией и коннотацией Барт говорит на примере фитографии. Денотацией является механическое воспроизведение на пленке объекта, на который был направлен фотоаппарат. Коннотация вбирает в себя «человеческую» часть процесса — выбор конкретного сюжета, фокусное расстояние, угол съемки и т.п. Другими словами, денотация - это то, что фотографируется, коннотация — то, как фотографируется. Заметим, что коннотации зачастую относятся не только к индивидуальному, но и к социальному уровню. Другим способом «работы» знака является миф, представляющий вторичный порядок означивания. По мнению Барта, миф предсталяет собой некоторый текст, историю, с помощью которой в конкретной культуре понимаются различные стороны реальности или природы, Миф формируется на основе уже существовавшей ранее семиологической и Барт определяет миф как некоторый метаязык, построенный с помощью «расширенной семиологиеской системы».
|