Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слайд 7.63





Требования к этике дискурса:

1) всеобщность, возможность для каждого участвовать в дискурсе;

2) авто­номия в процессе дискурса: все должны иметь право представлять и крити­ковать претензии на справедливость;

3) способность разделить, понять претензии других на справедливость;

4) нейтрализация, устранение силы вла­сти;

5) прозрачность, открытость целей участников.

___________________________________

Датский исследователь Б. Фливберг выделил пять требований к этике дискурса, присутствующих в работах известного своими представлениями о силе человеческих коммуникаций германского обществоведа Ю. Хабермаса:

1) всеобщность, возможность для каждого участвовать в дискурсе;

2) авто­номия в процессе дискурса: все должны иметь право представлять и крити­ковать претензии на справедливость;

3) способность разделить, понять претензии других на справедливость;

4) нейтрализация, устранение силы вла­сти;

5) прозрачность, открытость целей участников.

Но ему это кажется утопией. Здесь он на стороне французского обществоведа М.Фуко, который считает, что благостные надежды Ю. Хабермаса на гармоничный диалог неосновательны. Общественное развитие есть непрерывный процесс воз­никновения, обострения и лишь в части случаев разрешения конфликтов. Конфликты же — следствие несовпадения интересов различных групп. «Демократия, — утверждает М. Фуко, — существует не потому, что народ хотел ее и добивался широкого консенсуса по "базовым ценностям", а потому, что разные группы держали друг друга за горло, пока не осознали обоюдную неспособность добиваться господства и необходимость договориться». Однако Ю. Хабермасом обрисован идеал общения — то, к чему стоит стре­миться. К тому же никто из упомянутых здесь обществоведов не видит дело безнадежным: ведь по отдельным конфликтам договориться удается.

«Нерв» большинства общественных дискуссий — разница в пони­мании справедливост и. Она обусловлена тем, что представители раз­ных общественных слоев имеют несовпадающие социальные интере­сы, а это и есть объективная подоплека любого несогласия. На той же основе рождается и несовпадение представлений о том, как поступать «правильно», «справедливо», «по совести». Найти общее «зерно» в та­ких представлениях — задача не из легких. Но разница не должна заго­няться в тень: она все равно даст о себе знать. Плюрализм,таким обра­зом, есть необходимость, он дает принципиальную возможность гасить конфликты, принимать решения, хотя бы в какой-то мере устраиваю­щие разные стороны конфликта. В современной общественной жизни, особенно в конфликтных си­туациях, сам процесс обсуждения равен по значимости его результа­ту. Лучше, считают специалисты, обсуждение без результата, чем на­оборот. Участие в обмене мнениями повышает компетентность граждан, формирует практику организации диалога, совершенствование его форм, делает более вероятными следующие попытки договориться.

Ведение дискуссии в СМИ предполагает разработку соответству­ющей методики, правил, норм, приемов в передаче и оглашении инфор­мации, т.е. того, что в современной практике сетевого общения получи­ло название модерации. Практика эта не нова, она развивалась, прежде всего, в рамках научных дискуссий, но некоторые ее приемы «проникали» и в СМИ. Так, в «Литера­турной газете» советских времен, которая часто практиковала разнообраз­ные обсуждения, была весьма удачной их «оснастка»: предварительные опо­вещения читателей о намечаемых темах для обмена мнениями, публикация «словаря дискуссии», графические средства, помогающие понять суть и ход дискуссии. Верстка зачастую строилась на противопоставлении мнений, опубликованных на одной стороне страницы, по отношению к тем, что помещались на другой. Предпринимались обзоры почты дискуссии со ста­тистикой высказанных мнений, а также с цитированием суждений, относя­щихся к разным позициям, включались комментарии специалистов к вы­сказываниям читателей и т.п.

В гонке за оперативностью, в желании успеть за меняющимися со­бытиями СМИ зачастую забывают о начатой дискуссии. Так, П. Бурдье считал, что общественным дебатам мешает непоследовательность в

ведении темы, кампании, дискуссии. СМИ, по его мнению, страдают амнезией. Особенно привычным это стало на телевидении, где за день разворачи­ваются десятки дискуссий, ни одной из которых не удается продвинуться дальше обнаружения явной несводимости взглядов на проблему к одному-единственному (главное «прокукарекать», а там хоть не рассветай). Это было бы нормальным, если бы дискуссия имела продолжение в следующих пере­дачах. И по сути это вполне нормально, если относиться к такого рода передачам как форме развлечения. Но когда речь идет о вещах серьезных, то не­достаточность технологии обмена мнениями становится слитком явной.

Известно, что власть и СМИ предпочитают использовать обще­ственное мнение для подтверждения собственных идей. Тем самым не дают разворачиваться более важным функциям общественного мнения:критической, контрольной, конструктивной. В зарубежных ис­следованиях эмпирически установлено, что журналисты-телевизион­щики обращаются к людям на улице и в других местах, чтобы получить от них короткую экспрессивную одобряющую (чаще всего) или осуж­дающую реплику (иногда просто междометие или жест), а не разверну­тое суждение, — с тем, чтобы просто украсить, «оживить» репортаж. Как правило, такие реплики даются в конце сюжета. Это усиливает впе­чатление необязательности их включения, но у невзыскательной части; аудитории создается иллюзия внимания телевидения к «голосу» про­стых людей.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия