Понятие политического сознания и его структура
В настоящее время по традиции понятие "политического сознания" связывают с концепцие Homo politicys. Эта традиция развивается в психологии, социологии, антропологии. Все как всегда упирается в греческую традицию. Аристотель в "Политике", ссылаясь на Платона, доказывает, что политический характер может быть выявлен его отношением к гражданскому сообществу, институтам, традициям.
- Аристотелю также принадлежит вполне удачная попытка дать характеристику личностной структуры того, что сегодня называют политическим сознанием. "У любого человека, у которого психические и физические начала находятся в идеальном состоянии, душа должна господствоваться телом. Душа, как аффективное и рациональное начало". -Это отношение между рациональным и аффективным определяется иерархие политических институтов. Еще Лассуэл указывал на то, что политические действия очень хорошо выявляются чкерез отношения иррациональных и рациональных инстинктов.
-Соц-полит пространство? Играет по отношению к ПС роль детерминирующего фактора. Именно это окружение обусловливает потребность адаптироваться в определенных рамках. Функции полит.сознания (совпадают с научным сознанием): - когнитивная - идеологическая - коммуникативная (взаимодействие институтов с субъектами власти) - предвидческая - воспитательная (способность влиять на полит.поведение в соответствии с определенными целями и идеалами)
Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политиче-ской власти и государственности. Это наиболее общая категория, харак-теризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотиваци-онные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами.
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: • массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); • групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); • индивидуальным (содержит систему информационных, мотивацион-ных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание лично-стью политики и участие в ней). №18 Политическая истина и её концептуальные основы
Анализ концептуальных оснований политической истины. Решение вопроса об основании политической истины связано прежде всего с ответом на вопрос: обладает ли полит.знание само по себе объективностью, философской и научной состоятельностью? Речь идет о степени верифицируемости полит.знания. Здесь принципиальной является работа М.Вебера «Объективность социально-научного и социально-политического знания» 1. Каждый вид знания играет в политике определенную роль. Речь идет не о приоритете одного вида над другим, а только о наших предпочтениях. 2. Любая концепция полит.знания должна учитывать роль полит.интересов для обоснования истинности в оценке полит.фактов.
Проблемой истинности политического знания является вопрос об его целях. Такой целью в равной степени может быть соответствие философской системы теории, гипотезе, объективной политической цели. Политическое знание, не соответствующее действительности, но при этом соответствующее интересам определенных групп или меньшинства, может считаться истинным, потому что оно является эффективным.
Известно, что проблема лжи в политике была поставлена Платоном в «Государстве», в «Государе» Макиавелли. Августин Блаженный воспринимает ложь как абсолютный грех, в философии Канта по аналогии с Августином ложь определяется как аморальное зло. -Утилитаристская философия Бентама: он формулирует тезис о моральной допустимости лжи, если она полезна для получения максимального блага. Любая политическая этика отвергает ложь с моральной точки зрения, но всегда признает полезной некоторую ее разновидность с точки зрения государственных интересов. Макиавелли: если уловки допустимы на войне, то они допустимы и в политике, которая, также как и военное дело, имеет своей целью захват и удержание власти.
Арендт "Истина и политика" Начинает с того, что истина и политика находятся в плохих отношениях. Никто не относил правдивость к числу добродетелей. Ложь всегда считалась необходимым и оправданным оружием политика. Задача философа здесь не показывать кто прав, а кто нет. задача философа в том, чтобы объяснить, почему это происходит. Причина плохих отношений заключается в парадоксе "цели-средства", когда ложь способствует торжеству справедливости, свободы итд. Ложь тождественная успеху. Другая ошибка, по мнению Арендт, в интерпретации истины состоит в том, что одной единственной истины не существует. Она представляет классификацию истин. Первая пара - 1)рациональная и фактическая истина. Эта пара противопоставленна ошибке и иллюзии 2) философская истина и политическое мнение. Эта пара противопоставлена невежеству и неведению.
№19 Истина политического в современной полит философии
Арендт "Истина и политика" Начинает с того, что истина и политика находятся в плохих отношениях. Никто не относил правдивость к числу добродетелей. Ложь всегда считалась необходимым и оправданным оружием политика. Задача философа здесь не показывать кто прав, а кто нет. задача философа в том, чтобы объяснить, почему это происходит. Другой важнейшей задачей философа является реабилитация истины и философ не должен расписываться в собственном бесчсилии. Причина плохих отношений заключается в парадоксе "цели-средства", когда ложь способствует торжеству справедливости, свободы итд. Ложь тождественная успеху. Другая ошибка, по мнению Аренндт, в интерпретации истины состоит в том, что одной единственной истины не существует. Она представляет классификацию истин. Первая пара - 1)рациональная и фактическая истина. Эта пара противопоставленна ошибке и иллюзии 2) философская истина и политическое мнение. Эта пара противопоставлена невежеству и неведению.
Истина политического у Мишеля Фуко: Важно то, что истина и не за пределами власти, и не без власти. Истина - дитя мира сего, она производится в нем благодаря множеству правил и ограничений.. -Каждое общество имеет свой режим истины, свою "общую политику" истины, то есть типы рассуждений, которые оно принимает и использует в качестве истинных; механизмы и органы, позволяющие отличать истинные высказывания от ложных; способ, каким те и другие подтверждаются; технологии и процедуры, считающиеся действительными для получения истины; статус тех, кому поручено говорить то, что функционирует в качестве истинного. - В обществах, подобных нашему, "политическая экономия" истины характеризуется пятью исторически важными чертами: "истина" сосредоточена в форме научного рассуждения и в институтах, которые его производят; она подвергается постоянной экономической и политической стимуляции (потребность в истине существует как в нуждах экономического производства, так и ради политической власти)
№20 Политическая эпистемология и традиция философской герменевтики (гадамер и рикер) Политическая эпистемология. В рамках этой темы, как правило обсуждается концепция политического сознание и его структура. От слова эпистема. Дословно, политическая эпистемология - это теория политического познания. Познание - это функция человеческого сознания. Политическое познание - это вид человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой, которой в данном контексте является политика. В настоящее время по традиции понятие "политического сознания" связывают с концепцие Homo politicys. Эта традиция развивается в психологии, социологии, антропологии. Все как всегда упирается в греческую традицию. Аристотель в "Политике", ссылаясь на Платона, доказывает, что политический характер может быть выявлен его отношением к гражданскому сообществу, институтам, традициям. -Аристотелю также принадлежит вполне удачная попытка дать характеристику личностной структуры того, что сегодня называют политическим сознанием. "У любого человека, у которого психические и физические начала находятся в идеальном состоянии, душа должна господствоваться телом. Душа, как аффективное и рациональное начало
Это отношение между рациональным и аффективным определяется иерархие политических институтов. Еще Лассуэл указывал на то, что политические действия очень хорошо выявляются чкерез отношения иррациональных и рациональных инстинктов.
-Герменевтика - греч. - разъясняю, истолковываю). Изначальный смысл - искусство толкования Библии, литературных текстов и т.д. В XVIII-XIX вв. герменевтика рассматривалась в качестве учения о методе гуманитариях наук. Ее задачей становится объяснение "чуда понимания". Фридрих Шлейермахер (1769-1834) обосновал герменевтику как общую теорию интерпретаций, универсальное "искусство понимания", применимое во всех отраслях гуманитарного знания и прежде всего в философии. По его словам, Важным принципом, введенным Шлейермахером, является обоснование необходимости понимания не только текста, но и индивидуальности его создателя. Для этого необходимо как бы воспроизвести творческий акт автора произведения.
-Гадамер обосновал понятие герменевтического разговора, в ходе которого происходит выработка некоего инструмента, служащего целям взаимопонимания и тем самым совпадающего с самим процессом понимания и истолкования. При этом средой, в которой осуществляется понимание, является язык, а способом этого осуществления служит истолкование. А поскольку отношение человека к миру в принципе является языковым, то герменевтика представляет собой универсальный аспект философии, кроме того, что служит методологическим базисом всех "наук о духе". -Наиболее яркой фигурой среди современных герменевтов является Поль Рикер. Герменевтику он трактует как "теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово "герменевтика" обозначает не что иное, как последовательное осуществление интерпретаций". При этом "под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение" (жесты, позы, речь и т.д.). Поскольку знаки имеют материальную основу, моделью которой является письменность, то их можно интерпретировать. Таким образом, понимание - это проникновение в другое сознание с помощью внешнего обозначения, а интерпретация - понимание, направленное на зафиксированные в
|