Студопедия — Макиавелли сторонник республиканского метода, по его мнению образование граждан должно быть ориентировано на античную традицию (Политик Платона, Ксенофонт, Аристотель)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Макиавелли сторонник республиканского метода, по его мнению образование граждан должно быть ориентировано на античную традицию (Политик Платона, Ксенофонт, Аристотель)






 

Для политического знания и образования необходимо максимально глубокое изучение традиции

политического поведения. Политическое образование начинается с приобщения к традиции, с

наблюдения над тем как ведут себя старшие, и с подражания им. Как только мы узнаем настоящее, мы узнаем прошлое и будущее. То, о чем мы мечтаем, проистекает из нашей традиции. След-но, наиболее важная часть того пол.образования, в котором мы нуждаемся, состоит в том, чтобы понять тот полуискусственный- полуестественный мир, в котором мы живем. Тем не менее, недостаточно знать только собственную традицию политической деятельности. Достойное политическое образование должно обеспечивать также знание политики других современных обществ т.к. наша политическая деятельность всегда связана с такой же деятельность других народов

 

 

№ 34. Теория политической справедливости: современная интерпретация.

 

На протяжении многих веков справедливость является важнейшей категорией

философии, морали, политического и правового сознания. Каждая эпоха и культура

порождает свои представления об источниках и содержании понятия справедливости.

Как правило, эти представления и теории носят взаимопротиворечивый, а порой, как

отмечает А. Макинтайр несовместимый характер.

 

-Два подхода, которые обычно выделяются современными политическими философами, как два

полюса политико-философского дискурса справедливости последних десятилетий: это универсально- рационалистические теории, исходящие из первичной значимости

разума для познания справедливости, и партикуляристские теории, трактующие

справедливость как элемент коллективных представлений

определенной социальной общности.

 

- При всем многообразии современные рационалистические теории имеют единые историко-

философские корни. Основой аргументации вновь

выступает идея общественного договора. Поэтому современные сторонники рационализма делают основной упор на создании концепции процедурной справедливости. Необходимое условие процедурной справедливости — наличие условий, обеспечивающих принцип беспристрастности суждения.

Это может быть, например, идеальная речевая ситуация, разработанная Хабермасом

или положение рефлективного равновесия Роулза В общем требования процедурной справедливости сводятся к: 1) равенству участников;

2) отсутствию у участников скрытых мотивов; 3) открытости доступа в диску-

тирующее сообщество.

 

- Сторонники партикуляризма утверждают, что для того, чтобы выдвигать сужде-

ния, оценивать ситуацию в терминах "справедливо - несправедливо", мы должны уже

иметь некоторые стандарты, задающие наши предпочтения.

Как утверждает Оукшотт, один из самых известных критиков нововременного

рационализма, "рациональность - это сертификат, который мы выдаем поведению,

поддерживающему согласованность действия, составляющего способ жизни"

То есть способ жизни, часто нерефлексируемый и принципиально не поддающийся полной рационализации, есть основа для моральных суждений.

 

№35 Теория справедливости Роулза в контексте традиции политической философии

 

Роулз одним из немногих выработал рассмотрение справедливости. которая заключается в чистоте

либеральной классической мысли. "Склонность к несправедливости не является постоянным

аспектом общественной жизни, она помогает больше или меньше зависеть от социальных институтов.

Роулз связывает концепцию справедливости со структурой и динамикой развития социальных

институтов. Под эту традицию была подведена современная методологическая база и современный категориальный аппарат

 

- Принципы справедливости, не опирающиеся на общую концепцию блага, лишь задают структуру основных прав и свобод, в рамках которой отдельные индивиды (каждый со своими целыми, интересами и убеждениями) получают возможность претворять в жизнь свои представления о благе.

- Государство призвано поддерживать справедливую структуру общества, а не навязывать своим гражданам некий образ жизни или систему ценностей.

- Государство - нейтральный арбитр в конфликтах и спорах индивидов, имеющих различные представления о благе. Беспристрастие и нейтральность государства - ключевая характеристика либерализма Роулза.

- Люди в исходной позиции выберут два (на самом деле три) принципа справедливости:

1) "Принцип равных свобод": каждый человек имеет равное право на максимально широкую систему равных основных свобод, совместимых с аналогичной системой свобод для всех. Каждый человек выберет общество, обеспечивающее максимальную индивидуальную свободу, поскольку такая свобода служит основным источником его социальных надежд.

1.1) Основные свободы:

а) Политическая свобода (принцип равного участия в полит.процедурах).

б) Правление закона (правовое государство).

в) Свобода совести.

2) "Принцип дифференциации": Социальные и экономические неравенства должны быть урегулированы таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее преуспевающих.

2.2.) "Принцип равных возможностей": Связанные с ними должности и посты в обществе должны быть открыты для всех при условии честного соблюдения равенства возможностей.

- Принципы справедливости предполагают строгую иерархию: принцип равных свобод имеет приоритет перед принципом дифференциации, а принцип дифференциации перед принципом равных возможностей.

- Принцип "Сбережения": обязанность людей каждого нынешнего поколения выполнять долг в отношении поколений будущего, сберегая для них ресурсы, предоставляя максимальные возможности для реализации их жизненных потребностей.

- Принцип "Приоритетности": даже в ситуации конфликта между политическими свободами и экономическим благополучием, нельзя жертвовать основополагающими правами и свободами человека.

 

№36 Гражданское общество в философско политическом дискурсе

 

У Г.Гроция и Т.Гоббса гражданское общество рассматривалось как этап перехода человека от

природного к цивилизованному существованию и признавалось в качестве условия удовлетворения базовых человеческих потребностей в пище, одежде, жилье. В качестве самостоятельной политической категории гражданское общество рассматривается Дж.Локком, по существу признающим за государством только тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, отношения между которыми регулируются законом

-Аналогичные воззрения были типичны для мыслителей эпохи Просвещения – Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. Они признавали гражданское общество в качестве

источника легитимности государства и его верховенство над государством.

-Другую трактовку представлял Г.В.Гегель, который рассматривал гражданское общество как

совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности.

Немецкий философ признавал несовершенство и ограниченность человеческих интересов и

отношений в гражданском обществе и отдавал приоритет государству,

К.Маркс отвергал тезис Г.В.Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому

обществу, что вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является результатом эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество здесь представляет совокупность материальных отношений индивидов.

В ХХ столетии крупный вклад в развитие теории гражданского общества внес А.Грамши, считавший гражданское общество некой цитаделью, спасающей разрушающееся от революционного натиска государства. Итальянский мыслитель считал, что гражданское общество, как и государство, служит господствующему классу в упрочении его власти.

Основные мысли:

-Дж.Коэн и Э.Арато под гражданским обществом понимают сферу социального взаимодействия между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (семья), объединений (добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации. ГО - сеть, играющая роль посредника между индивидуумом и государством, сферой частного и сферой публичного.

-Современное гражданское общество распространяется посредством законов и субъективных прав, стабилизирующих социальную дифференциацию. Однако, гражданское общество не следует отождествлять с социальной жизнью в целом, протекающей вне государственных и экономических процессов.

-Дж.Коэн и Э.Арато предлагают отличать гражданское общество от политического общества, к

которой относится деятельность политических партий, политических организаций, органов публичной политики, а также от экономического общества, состоящего из организаций, занятых производством и распределением.

-Ключевым моментом в понимании современных процессов, происходящих в гражданском обществе, являются, по мнению Дж. Коэн и Э. Арато, проблемы саморефлексии и самосознания внутри самих этих движений и инициатив, которые порой мешают им четко осознать собственное отличие от коммунитаризма или либертарианства

-Они доказывают, что для общества, где функционирует рыночная экономика, лишь концепция гражданского общества, надлежащим образом дифференцированного от экономических структур и государства, способна составить ядро критической политической и социальной теории. В противном случае после успешного перехода от диктатуры к демократии концепция гражданского общества утратит свой критический потенциал.

№37 Философия свободы, современные интерпретации

Существует очень много определений свободы. У Гуторова понятие свободы сформировалось под

влиянием Монтескье. Лорд Актон много писал по этой тематике в т.ч. «История современной

свободы». Под свободой он подразумевает утверждение согласно которому осуществляет то, что он считает своим долгом, будет защищен от воздействия власти, а так же различных видов большинства.

Тем кто занимается свободой сталкивается с историческим парадоксом, который называется

парадоксом Актона: Свобода является древней в то время как, деспотизм представляет из себя новое явление. Смысл парадокса выявляется в исторической несообразности. Известно что ранние типы гос-ва – это деспотические типы Деспотия одна из самых древних гос-ных форм, а гос-ва

провозглашающие идеи свободы появились значительно позже. Понимание свободы появилось в др. греции как противопоставление рабству. Такое понимание свободы (корпоративной свободы) 4-3 тыс. до н.э. В Греции свободный – имеющий собственность, осознающий свою корпоративную

принадлежность к общине, которая противостоит чужеземцам и рабам. Это корпоративное понимание свободы сохранилось целиком в современном менталитете большинства европейских гос-в. Такое понимание свободы, обычно проявляется в национальных освободительных движениях. Оно вытекает из парадокса свободы Актона.

 

- Эрнест Баркер «Политическая теория Платона и Аристотеля», «Греческая политическая теория». В своем сочинении он писал, что первоначально свобода означало качество или статус свободного

человека, свободного производителя в противоположность рабу и как бы не пытались

усовершенствовать данное первоначальное понимание, важным остается то, что оно определяет

только одно состояние, которое заставляет нас желать других вещей так же именуемых свободой.

Соответственно различные свободы являются условиями часто вступающими в конфликт друг с

другом. Часто свобода определяется через понятие политической справедливости (участие людей в выборе своего правительства в процессе выборов и при контроле администрации), определющее право на участие людей в формировании представительных учреждений и контроль над теми, кто ими управляет.

 

- Вудро Вильсон «Новая свобода». Анализировал свободу как коллективную власть над

обстоятельствами. Предвосхитил постановку вопроса о подавлении индивидуальной свободы во имя иной свободы.

 

- Дьи: свобода есть власть и возможность осуществлять некую деятельность. Таким образом, продолжая

Дьюи, требования свободы есть требования власти. Принуждение рассматривается как негативная

сторона свобода, которая рассматривается как средство к достижению свободы как власти. Такого

рода смешение неизбежно ведет к идентификации свободы с благосостоянием. Соответственно,

требование свободы приводит к требованию перераспределению богатства.

 

Билет 42: Покок и Скиннер

1) Представители Кембриджской школы:Покок, Скиннер, Талли, Данн, Болл.

2) Покок и Скиннер - историки политичесокй мысли:

- Развили подход к интеллектуальной истории, который фокусируется на языке политической речи (подход не ограничивает себя текстом). Подход устанавливает историческую идентичность текстов прошлого. Акцент на языке политической речи.

- Историческая идентичность текстов идёт от традиций, которые они освещали.

- Анализ источников в рамках данного подхода позволяет вернуть потерянные или неверно истолкнованные традиции речи. Однако, несмотря на приемущства анализа Покока и Скиннера, незатронутыми остаются второстепенные концептные измненения, которые могут оказаться важными.

- Поддерживают идею германских историков о том, что политическая мысль не может быть понята без использования определенного словаря.

- Фокусировали свое внимание на сложных взаимодействиях в политическом языке, мысли и действии, а также на развитии историографии, которая бы подошла для этих предметов.

3) Джон Покок:

- Известный труд Покока - «Макиавеллиевский момент» (1975).

- Показал разнородность и несовпадение двух концептуальных языков политической мысли раннего Нового времени:







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия