АНАЛИЗУ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ односторонняя критика идеологии становится
научной социологией познания. Социология познания различает идеологию и утопию. Идеология «система идей и убеждений господствующих групп, а также бессознательные факторы, скрывающие реальное положение дел в обществе и выполняющие консервативную функцию». Утопия – «продукт деятельности групп, занятых трансформацией социальных условий» при помощи тех элементов, которые предлагается уничтожить - В идеологии отражен способ мышления господствующего класса, пытающегося сохранить власть. Утопия отражает мышление низшего класса и его стремление покончить с системой подавления путем захвата власти.
54. К. Мангейм «Консервативная мысль».
Карл Маннгейм 1893-1947 «Консервативная мысль» опубл в 53г. (в сборнике «Диагноз нашего времени»)немецк фил-ф, социолог. Он считается создателем метода социологии знания, который рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, как результат совместной деятельности людей в обществе. - Два основных ошибочных тезиса: - во все времена люди мыслят примерно одинаково - каждый человек обладает индивидуальным мышлением Понятие «стиля мышления» исходит из утверждения: -индивиды не создают мыслительных образцов, благодаря которым они понимают мир, а перенимают эти образцы у своих социальных групп. -Французская революция подействовала как катализатор на различные стили мышления.
- Современный рационализм и возникновение консервативной мысли. Рационализм стремился не знать сверх того, что можно объяснить. Нужно ограничиться утверждениями, кот. можно доказать и показать. Рацио стремится к общедоступному знанию. - Либеральная, социалистическая, консервативная идеи, по Мангейму, являют собой последовательное нисхождение утопии, приближение ее к мирским делам и заботам человека. В идеальном случае консервативная утопия демонстрирует свое полное соответствие действительности, существующему общественному порядку. - Наша проблема начинается в этой точке, а исследования консервативной мысли приобретают практическое значение. 55. Г. Гадамер «Истина и метод». Гадамер Ганс-Георг — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики» -"Истина и метод" получил всемирное признание. Основные черты философской герменевтики. Структура. Первая часть посвящена эстетической проблематике, т.е. основной проблеме 18 в. Вторая - общим методологическим вопросам гуманитарных наук на примере самой главной науки 19 в. - истории, и главной проблемы этого века – историзма Третья часть посвящена, таким образом, анализу самой важной философской темы 20 в. - языку. - В заголовке упор делается на понятии истины, так как Гадамер стремится обратить внимание в первую очередь на событие истины. Второе слово из названия книги - метод - считается скорее ироничным, так как Гадамер - и на это обстоятельство он неоднократно указывал - не стремится разработать учение о методе - Говорит о существовании таких форм опыта, которые не поддаются научной верификации. А именно об опыте искусства, опыте истории и опыте философии. Опыт искусства не может быть заменен эстетикой, наукой об искусстве; живой опыт истории - историографией, наукой об истории и т.д. Его понимание истины четко отличается от традиционно принятого ее понимания, т.е. истины как соответствия разума и вещи Метод. Он пытается проследить, что происходит с сознанием гуманитария в процессе гуманитарных исследований. Существует опыт мира, который принципиально не подчиняется научному методическому сознанию. Гуманитарные усилия исторически и предметно основаны в области, которая не может быть открыта научным процедурам. - Опираясь на предшествующую традицию, Гадамер выдвигает тезис об универсальном аспекте герменевтики, вызвавший много споров. Абсолютным основанием всякого умного обращения с миром является превосходящая всякую субъективность динамика той игры, которую играет с нами язык. В нем гуманитарные науки обретают свое собственное место.
56. Дж. Л. Коэн, Э. Арато «Гражданское общество и политическая теория».
Основные мысли: -Дж.Коэн и Э.Арато под гражданским обществом понимают сферу социального взаимодействия между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (семья), объединений (добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации. ГО - сеть, играющая роль посредника между индивидуумом и государством, сферой частного и сферой публичного. -Современное гражданское общество распространяется посредством законов и субъективных прав, стабилизирующих социальную дифференциацию. Однако, гражданское общество не следует отождествлять с социальной жизнью в целом, протекающей вне государственных и экономических процессов. -Дж.Коэн и Э.Арато предлагают отличать гражданское общество от политического общества, к которой относится деятельность политических партий, политических организаций, органов публичной политики, а также от экономического общества, состоящего из организаций, занятых производством и распределением. -Ключевым моментом в понимании современных процессов, происходящих в гражданском обществе, являются, по мнению Дж. Коэн и Э. Арато, проблемы саморефлексии и самосознания внутри самих этих движений и инициатив, которые порой мешают им четко осознать собственное отличие от коммунитаризма или либертарианства -Они доказывают, что для общества, где функционирует рыночная экономика, лишь концепция гражданского общества, надлежащим образом дифференцированного от экономических структур и государства, способна составить ядро критической политической и социальной теории. В противном случае после успешного перехода от диктатуры к демократии концепция гражданского общества утратит свой критический потенциал.
57. Э. Фромм «Бегство от свободы». Э. Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог. "БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ" (1941) - работа Фромма, посвященная анализу причин и механизмов действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. По структуре, работа состоит из двух предисловий и семи глав -Свобода – психологическая проблема? Фромм уделяет особое внимание проблемам социальной психологии. Фромм утверждает, что помимо физиологически обусловленных потребностей (например, "потребности самосохранения") человеку присущ ряд потребностей морального порядка: установление связи с окружающим миром и избавление от одиночества. Эти потребности вызваны необходимостью сотрудничества с другими людьми в целях выживания и наличием самосознания -Биологическое несовершенство человеческого вида, с точки зрения Фромма, стало основой появления цивилизации. -История человека - процесс возрастания индивидуализации и освобождения. С одной стороны, происходит развитие человека, овладение природой, возрастание роли разума, укрепление человеческой солидарности. С другой стороны, обособление индивида и осознание своей отдельности приводят к чувству одиночества, беспомощности, ничтожности - По мнению Фромма, европейское средневековье характер. фактом отсутствия личной свободы в ее современном понимании. С другой стороны, человек в средневековом обществе не был ни одинок, ни изолирован. Но в позднем средневековье, с точки зрения Фромма, происходит трансформация структур общества и личности. Растут значение капитала, личной экономической инициативы, конкуренции, развивается индивидуализм. - Нацизм – это экономическая и политическая проблема, но без учета психологических факторов невозможно понять, каким образом он приобрел власть над целым народом. Приход Гитлера к власти – он обладал поддержкой руководствовавшихся собственными экономическими интересами; с другой - личность Гитлера, идеология и практика немецкого нацизма выражали крайние проявления авторитарного характера и были привлекательны для низов среднего класса, обладавших сходным типом характера. -Основная мысль этой книги заключается в том, что для современного человека свобода имеет двоякий смысл: он освободился от прежней власти и превратился в “индивида”, но в тоже время стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчужденный от себя самого и других людей. Такое состояние подрывает человеческую личность, ослабляет и запугивает человека, подготавливает его к подчинению, новому рабству. Позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида, дает возможность жить активно и спонтанно. Свобода может победить лишь в том случае, если демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом. Для реализации позитивной свободы и индивидуализма необходимы такие экономические и социальные перемены, которые позволяют индивиду стать свободным в смысле реализации его
|