Письменной форме знаки
№21 Человек как объект политико-философского анализа.
Представление о том, что сущность человека проявляется, прежде всего, в сфере общественных отношений, квинтэссенцией которых является политика, возникает вместе с рождением европейской философии. Определяя человека как политическое существо, Платон выводит возникновение государства из необходимости удовлетворения естественной потребности человека в пище, одежде, жилье и т.д. Опровергая учение софистов о происхождении государства на основе общественного договора, Платон сформулировал концепцию природного стремления людей к совместной жизни, подтверждаемого историческим опытом. Развивая идеи своего учителя, Аристотель в I книге «Политики» определяет человека как "политическое животное", не только инстинктивно стремящееся к совместной жизни в Государстве -Создание альтернативы этой пардигме обычно приписывают Макиавелли разработавшего в своем «Государе» концепцию ^антиморальпой политики" на основе крайне скептических суждений о человеческой природе, в основе которой, по его мнению, лежит животный эгоизм, корыстолюбие, страх, стремление к безопасности и безудержная борьба за власть и преобладание. Эти моральные природные свойства могут обуздываться только силой, находящейся в распоряжении государя, который правит деспотически. - Основные функции деятельности политического человека наиболее наглядно могут быть рассмотрены в треугольнике отношений "человек -политика - власть". Первые исследования в этом направлении были предприняты в 30-40-е гх. в эпоху распространения и победы в Европе экстремистских движений, обусловившей интерес философов(Т.Адорно), психологов и социологов к проблеме "авторитарной личности". Суть проблемы состоит в том, что, будучи доведенными до "логического конца", авторитарные тенденции, т.е, стремления к абсолютной бесконтрольной власти разрушают политику как таковую. Политика возможна только в том случае, если структура политических институтов и необходимое для их функционирования количество информации обеспечивает возможность рационального выбора участвующих в ней индивидов, В качестве "человека политического" может выступать всякий индивид, оказавшийся в каких-либо отношениях с властью, осуществляющий власть или ей повинующийся. Поэтому субъектом рационального выбора может выступать индифферентный и апатичный избиратель в демократической системе, подданный в монархическом государстве и, након ец, правители(руководителиразличного ранга. - в работах одного из основоположников современного психоанализа Э Фромма "Иметь или быть'1 , "Бегство от свободы" и др, сформулирована концепция сущности человека и его потребностей на основе синтеза философских, социологических, политологических и психологических теорий- ' ьЧеловек,- отмечаст Фромм,- стоит перед страшной опасностью превращения в узника природы, оставаясь одновременно свободным внутри своего сознания; ему предопределено быть частью природы и все же единовременно быть выделенным из нес, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало человека странником в этом мире, он отделен, уединен, объят страхом". Присущие человеку потребности в общении и любви, в творчестве и ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность, в идентичности и познании выражают тенденцию к универсализации человеческого бытия на основе обретения свободы и раскрытия всех потенций, 'шложишных м человеческой личности. №22 Соотношение философской социальной и политической антропологии Философская антропология возникла как одно из направлений трансцендентальной философии (И. Кант и его последователи) и в настоящее время развивается на основе синтеза философских дисциплин, концентрируя основное внимание на проблемах человеческого онтогенеза во всех его проявлениях — теоретическом, практическом, культурном, моральном, психологическом и др. Философская антропология - акцент на человеческом антагонизме (греч. вражда, соперничество, неприязнь, противодействие, нелюбовь, недоброжелательство.)
-Современная социальная антропология, беря за отправной пункт своего анализа отдельного человека, делает акцент на его социально значимых качествах (физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных) и на возможности их реализации в тех или иных социальных условиях. Специальным предметом социальной антропологии является, таким образом, человек как потенциальный и реальный субъект общественных связей и отношений. -Хотя и философская, и социальная антропология учитывают политику с точки зрения ее влияния на формирование сущностных и социальных аспектов человеческого бытия, только политическая антропология является наукой о «человеке политическом» по преимуществу: человек рассматривается в рамках этой дисциплины как субъект политического творчества
-Основным ценностным ориентиром политической антропологии является положение, сформулированное А.С. Панариным следующим образом: «Не человек для общества, а общество для человека». Проблема человеческого измерения политики, соотношения целей «большой политики» с запросами личности, ценностями индивидуального блага требует гуманитарной экспертизы, которую, в частности, обеспечивает и политическая антропология путем анализа актуальных проблем гуманизации политики, защиты человека от жестких политических технологий.
Политическая антропология - о человеке политическом, о его политическом творчестве. Этапы формирования политической антропологии (термин появляется еще в античности: 1)Германия. Перв. Пол 20 века как раздел политической философии. Человек - основа политического действия. Изучение первобытных обществ. Альтруизм сквозь призму «свой-чужой». Вывод: современный человек цивилизации остается дикарем (пр: тоталитарные режимы) 2) Основные ориентиры современного человека (их изучение). Панарин: общество для человека, необходима гуманизация политики., зашита человека. СССР - эксперимент по созданию нового человека.
№23 Основные принципы и методология политико-антропологического анализа Политическая антропология – о человеке политическом, о его политическом творчестве. Этапы формирования политической антропологии (термин появляется еще в античности: 1)Германия. Перв. Пол 20 века как раздел политической философии. Человек – основа политического действия. Изучение первобытных обществ. Альтруизм сквозь призму «свой-чужой». Вывод: современный человек цивилизации остается дикарем (пр: тоталитарные режимы) 2) Основные ориентиры современного человека (их изучение).Панарин: общество для человека, необходима гуманизация политики., зашита человека. СССР – эксперимент по созданию нового человека.
Основные принципы и методологии политико-антропологического анализа. 1) Многообразие = отказ от диалектического подхода к исследованию политической деятельности человека. Наивно-объективистская методология неспособна осуществить рефлексию предпосылок и оснований цивилизации, которая без развитого критического дискурса оказывается как бы незрячей. Сама философия существует и развивается сегодня не как монолитное целое, а в многообразии направлений и учений. Именно в такой многовариантной форме поиска истины она входит в общественный дискурс, выполняя в нем важные критико-рефлексивные функции анализа норм, критериев, предпосылок коммуникации. (марков. Философская антропология) 2) Целостность = признание человека самодостаточным существом Пример поо Маркову (см.выше). «Мы рассматриваем интеграцию и целостность как самость, а способность ее контролировать и ограничивать — как разум. Отсюда поиски целостности в человеке и для человека. Современные этнические конфликты в полной мере обнаруживают болезненность поиска межчеловеческой связи. 3 ) Универсализация – преодоление сектантских представлений об избранном народе, классе. Для антропологизма XX века человек един в своей родовой природе. Он возвращает антропологизм к евангелическому «нет ни эллина, ни иудея».(Шаронов) 4) Субстанциональность – признание неограниченных прав человека, соотнесение с ними реальных политических процессов., соотношение политического и антропологического в пользу второго.
|