Воспитательная
Значение философии особенно возрастает последнее время, когда необходимо как можно быстрее осознать сложности и противоречия современного мира, найти пути решения глобальных проблем человечества.
III. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. ГЛАВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. Любая наука всегда имеет свой основной вопрос. В чем же состоит основной вопрос философии? (демонстрируем слайд N3)
В зависимости от того, как философы на него отвечают, они разделились на несколько направлений или философских школ. (демонстрируем слайд N4)
Материализм - утверждает, что первичным является материя, а сознание вторично, так как это свойство высокоорганизованной материи. Так, дерево, парта, телевизор и любой другой окружающий нас предмет не зависят от нашего сознания. Ведь они будут существовать даже если не будет наших ощущений. Наличие же ощущений и представлений предполагает существование вызвавших их предметов, которые воздействуют на наши органы чувств. Значит, делают вывод материалисты, сначала существует физическое, а затем психическое. Отвечая на вторую часть основного вопроса, материалисты утверждают, что мир познаваем, причем до бесконечности. И пределов человеческому познанию не существует. Идеализм - доказывает первичность сознания и вторичность материи. Как вы видите из таблицы, они подразделяются на объективных и субъективных. Объективный идеализм признает первичным некую идею, мысль или мировой разум. Тот реальный мир, в котором мы живем, порожден миром идей, абсолютным мировым духом или божеством. Так, вы сидите за партой в форменной одежде. Откуда взялись парта и наша форма? Форма сшита портным, а парта сделана столяром. Но, чтобы их создать первоначально был необходим замысел. Сначала ведь появилась идея парты, и только потом она была сделана. Мир, в котором мы живем, в тысячу раз сложнее костюма и парты. И заметьте, в нем все целесообразно. Нет ни одного бесполезного организма или минерала. Следовательно, для его создания нужна была мысль во много раз более грандиозная, чем мысль портного или столяра. И мыслью человека она просто быть не могла. Следовательно, это была абсолютная идея, называемая богом, мировым разумом или как-то иначе. Отсюда можно сделать вывод о том, что мысль первична, а материя вторична. Что же касается познаваемости мира, объективные идеалисты доказывают, что он познаваем до определенных пределов. Познать абсолютную идею в силу ее грандиозности, человек не в состоянии. Субъективный идеализм исходит из того, что существует сознание отдельного человека. Материальный мир, окружающий нас - не существует, он нам только кажется. Этот мир не что иное как порождение наших собственных ощущений. Перед нами яблоко. Но откуда мы узнали, что это яблоко? Благодаря совокупности наших ощущений - сладкое, красное, округлое, твердое, ароматное. И когда мы произносим "яблоко", мы просто хотим сказать, что одновременно испытываем соответствующие зрительные, осязательные, обонятельные ощущения. Изменим их, и яблока не будет - будет груша, слива, мел, ручка и т.д. Из этого следует, что никакого материального, не зависящего от нас объекта нет, а есть только комбинация определенных ощущений присущих нашему я. Пока есть я, есть и соответствующие - мои ощущения. Исчезну я, исчезнут и мои ощущения, а вместе с ними и весь кажущийся мне мир. Постановка вопроса о познаваемости мира с точки зрения субъективного идеализма бессмысленна - ведь нельзя познать то, чего нет. Дуализм - в переводе с латинского "двойственный", сторонники которого стремятся преодолеть крайности материализма и идеализма и найти нечто среднее между ними. К следующему уроку продумайте ответы на следующие вопросы:
|