Заказ № 1635. 7 страница
The rest of the territory was a passive and indivisible area where all places were equally lacking any meaning, dead zone, of no value for the 1 Речь в данном случае идет не только и не столько о возрастной, сколько о статусной оценке. 'Традиционная интерпретация этого погребения как жреческою прел-с|авляе[ся в данной сшпн спорной Скифы economy and ideology ot the Scythians This is why they left the Persians tree to cross it and did not enter into battle with them1 [Marazov 1996 287-288] С одной стороны, обвинять кочевников в том, что их собственная земля лишена для них какого бы то ни было экономического и идеологического смысла, просто нелепо Лучшим тому доказательством являются кровавые воины, которые испокон веку вели между собой различные группы кочевников за «земли и воды», то есть за богатые пастбища и удобные источники пресной воды И даже просто попытка одной кочевой общности пройти сквозь земли, принадлежащие другой, как правило, наталкивается на самое ожесточенное сопротивление2 С другой стороны, демонстративное безразличие скифов к тому, что вражеское войско топчет их землю, может быть объяснено достаточно просто в том случае, если скифы не были кочевниками в «классическом» для европейского гуманитарного сознания смысле слова' и действительно не воспринимали ближние северно-причерноморские степи как свою «коренную» территорию Вероник Шильц, ведущая современная французская специалистка по скифам, пишет о неоднозначности самого термина «кочевой», «номадический» Mais en reahte, la notion de nomadisme est multiple et nche et les manieres de nomadiser presque aussi vanees que les types de residence Comment comparer, en effet le deplacement saisonnierqui pousse I ete, la communaute — ou peut-etre settlement une partie de celle-ci — a abandonner a sa secheresse la steppe torride pour remonter le long des vallees vers le nord, ou en altitude sur les hauts plateaux < > avec la quete vitale, jour apres)our d'une eau introuvable et de paturages rarefies, dans des zones dont l'aridite interdit tout retour en arriere94 [SNS 353] 1 «Вся прочая территория представляла собой нейтральную и неоформлен 2 Как это было в 1771 юду, коша калмыки попытались вернуться на «ис ' Опирающемся на позднеантичный образ 1уннов, с его выраженными апокалиптическими обертонами ср классический пассаж у Аммианл Марпсл лина в Res Gestae (XXKI, 2) 4 «Однако в действительности понятие 'номадизм' весьма разнообразно и бо!ато оттенками а способы кочевого образа жизни не менее вариативны В. Михайлин. Тропа звериных слов И она же чуть ниже отрицает саму возможность существования каких бы то ни было «кочевых государств» (при возможности родовых и племенных конфедераций и даже целых «степных империй») на том основании, что при существующей в аридном степном поясе (и обусловленной здешними условиями ведения хозяйства) крайне низкой плотности населения и, соответственно, крайне низкой частотности контактов между «чужими» узы кровного родства должны в любом случае создавать самую мощную систему связей между людьми, препятствуя тесному включению в иные, неродственные структуры. Clan, tribu. confederation, dans tout Ies cas, la notion de parentele etait detenninante. Et si les liens du sang se trouvaient distendus, le rite у pourvoyait. Des images et le commentaire d'Herodote disent comment les Scythes frater-nisaient en buvant du vin meld de leurs deux sangs. La reconnaissance d'un ancetre commun, reel ou suppose, constituait le plus fort des ciments'. (рис. 5). [SNS: 353] Действительно, любая относительно крупная социальная структура, основанная на кровнородственных связях (или на связях, «дублирующих» кровнородственные), крайне диффузна, внутренне конфликтна, противоречива и способна консолидироваться только при выраженной угрозе существующему положению вещей. Причем угроза эта должна исходить извне — как то, скорее всего, и произошло в случае с походом Дария в скифскую степь. Однако вопрос о «терпимости» скифов к массированному вторжению чужаков на собственную территорию остается открытым. Попробую предложить свой вариант ответа на этот вопрос, связанный с исторически сложившимися в степной зоне Евразии способами хозяйствования, с «наследованием» этих способов от чем типы оседлости. И в самом деле, что общего между собой имеют сезонные передвижения, скажем летние, заставляющие сниматься с места целую общину — или, может быть, только некоторую часть общины, — которая покидает жаркую и засушливую степь, чтобы подняться по речным долинам к северу или уйти выше, в предгорья <...> с беспрестанными, изо дня вдень, поисками драгоценных источников воды и редких пастбищ в зонах настолько засушливых, что какое бы то ни было движение вспять становится попросту невозможным». 1 «Клан, племя, конфедерация: во всех случаях определяющим является понятие кровного родства. А если ощущается недостаточность кровных уз, их дополняв! ритуал. По свидетельству Геродота и по изобразительным памятникам нам известно, что скифы братались, испив вина, смешанного с кровью обоих участников ритуала. Признание общего родства, действительного или воображаемою, создавало самую надежную связь». Скифы ______________________ 83
культуры к культуре и с их влиянием на социальную динамику в рамках каждой очередной культуры. Дело в том, что на протяжении долгого, в несколько тысяч лет срока, в степной зоне Евразии в числе прочих существовали весьма специфические формы хозяйствования, связанные с так называемым отгонным скотоводством [см: Лопатин 2002; а также: Шилов 1975; Доскач 1979]. Если в лесостепи и по берегам больших рек обитатели мелких нуклеар-ных поселений (скажем, срубно-го типа середины II тысячелетия до н.э.) вполне могли обеспечить свой скот кормами на весь год, то жители открытых степных пространств, селившиеся по берегам мелких речушек, такой возможности были практически лишены — особенно в периоды аридизации местных ландшафтов. По этой причине скот в течение лета выпасался в речной пойме и на прилегающих пастбищах, а на зиму отгонялся на юг, на тебеневку, где он самостоятельно мог добывать из-под снега корм. Культуры эти никоим образом не были чисто скотоводческими, практикуя так называемые «мотыжное» земледелие, которое, естественно, требовало привязки к конкретным земельным ресурсам. Назвать способ жизни срубников кочевым или оседлым в классическом европейском понимании этих терминов нельзя. Известный саратовский археолог В.А. Лопатин пишет: ...в период развитой срубной культуры <...> мы имеем дело с новым феноменом, который образно можно охарактеризовать как «подвижное в неподвижном». Очень гибкая и подвижная форма хозяйствования — а именно сочетание придомно-пастушеского животноводства, требующего бережного, регламентированного использования местных степных и пойменных ресурсов, с неупорядоченным, хищническим потреблением кормов зимних пастбищ — занимала все силы дееспособного населения... |Лопатин 2002: 91-92] Хочу обратить особое внимание на отмеченную исследователем принципиальную разницу в системах потребления ресурсов двух В. Михаилин Тропа звериных слов различных хозяйственных зон, имевших в рамках срубной культуры четко выраженную сезонную привязку: летнюю и зимнюю. Близлежащие пойменные луга и водораздельные пастбища, как собственность всего племени, рода или большесемейной общины, используются крайне бережливо, так как местные обитатели хорошо представляли себе, насколько губительно воздействие многочисленных стад на слабый дерновый покров степи. Увы, такого отношения не было к «интернациональным» зимним пастбищам Прикаспия, где еще более слабая супесчаная основа дерновины. Огромные стада (видимо, преимущественно мелкого рогатого скота), пригонявшиеся на зимовку, очень сильно видоизменили некоторые районы полупустыни. Представляется, что золовые ландшафты Черноземелья, Рын-Песков, Камыш-Самарья и Ахту-бы — прямое следствие нерегламентированного хищнического выпаса скота на протяжении последних 5—4 тысяч лет. (Лопатин 2002: 35-36) Обращает на себя внимание и следующий факт: на своей «базовой» территории в Волго-Уральских степях срубники строили постоянные жилища полуземляночного типа, рассчитанные, как правило, на одну большую семью в 10—15 человек. Эти «хутора» отстояли друг от друга на несколько (а иногда и на несколько десятков) километров, что давало возможность стабильно эксплуатировать один и тот же участок земли, достаточный для обеспечения семейного коллектива как продукцией экстенсивного пойменного земледелия, так и кормами для скота в теплое время года. Такого рода дома использовались в течение длительного срока, покрывающего несколько поколений. Обитатели срубных хуторов явно не могли воспринимать принадлежащие им земельные участки иначе как «свои», «родные», а это, несомненно, не могло не сказываться на общем отношении к местным ресурсам. Здесь же, на «коренных» землях, располагаются и специфические погребения — со срубны-ми камерами и, в ряде случаев, с насыпным курганом1, — четко маркирующие «укорененность» покойного в данной земле. В противоположность «коренной» зоне, в Прикаспийской низменности постоянных срубных поселений нет, а есть только временные зимние «дюнные» стоянки. Встречающиеся в этих местах погребения того времени похожи на «коренные» во всем, кроме самых главных отличительных признаков: здесь нет курганов и срубов. Таким образом, при совершении погребального обряда 1 Очевидно, свидетельствующим о высоком социальном статусе покойного. Скифы живые просто переводили мертвого в иной статус и никак не маркировали его жесткую «приписанность» к данной конкретной территории. То есть «оседлые» в более северных степных регионах срубники вели себя здесь как типичные кочевники — но только в зимний период времени. Более того, есть все основания полагать, что на зимнюю тебеневку в Прикаспий стада отгоняли отнюдь не все обитатели степных срубных хуторов. Долговременные срубные поселения носят выраженные признаки круглогодичной эксплуатации и даже снабжены хозяйственными пристройками, которые, судя по всему, использовались в том числе и для стойлового содержания части скота в зимний период. Идет ли речь о молодняке или просто о некоторой части стада, которую оставляли «дома» для обеспечения животной пищей той части семьи, которая не уходила на зимовку в Прикаспий, в данном случае не существенно важно. Важно другое: уже в развитой срубной культуре часть (и только часть!) населения была жестко привязана к системе чередования как минимум двух радикально отличающихся друг от друга способов существования, причем сами эти способы существования имели ярко выраженные сезонные и территориальные характеристики. Кто же составлял эту «подвижную» часть населения? Ответ на данный вопрос, как мне представляется, с достаточной долей вероятности может дать отсылка к типичным для индоевропейских (и для соседних, связанных с индоевропейскими) культур способам социально-возрастной стратификации. Юноши и мужчины добрачного возраста, не вступившие в «полные» гражданские права, как правило, «приписаны» именно к маргинальным территориальным зонам и к маргинальным способам жизнедеятельности. Таким образом, мы получаем следующую гипотетическую картину «распределения обязанностей» в пределах развитой срубной культуры. Теплое время года практически все население проводит в «коренных» степных и лесостепных угодьях, занимаясь мотыжным земледелием и придомно-пастушеским скотоводством в речных поймах и на водоразделах. Осенью, ориентировочно в октябре—ноябре, молодые люди (а возможно, и часть девушек) с соседних «хуторов» собирались в достаточно крупные группы и гнали скот на юг, в Прикаспийскую низменность, где и проводили зиму. При средней численности обитателей одного такого хутора в 10—15 человек понятно, что в соответствующую социально-возрастную категорию не могло попадать более 2—3 человек от одной большой семьи. Один-два пастуха вполне справятся с небольшим стадом, если речь идет о придомном выпасе с возможностью загнать скот на ночь на огороженную и так или иначе охраняемую территорию. Однако перегон скота на длинные расстояния заня- В Михаилин Тропа звериных с we тие крайне трудоемкое и опасное, особенно если учесть, что сруб-ники, по всей видимости, не владели навыками верховой езды Поэтому «ватажный» способ перегонки скота представляется единственно возможным решением данной проблемы Итак, «сбившиеся в стаю» молодые мужчины и юноши отгоняли крупные стада скота на юг на всю холодную часть года «Дома» при этом оставалась большая часть населения, которая ничуть не меняла привычных способов существования Понятно, что сам способ социальной организации пастушеских «временных трудовых коллективов» радикально отличался от обычного, «летнего», и не мог не повторять стандартной для большинства архаических (а во многом и современных) человеческих сообществ модели Мап-nerbund, «мужского союза»1 При этом прикаспийские зимние пастбища были зоной куда более интенсивных контактов между представителями различных региональных (и даже культурных) групп — что отметил и В А Лопатин в цитированной выше работе, назвав эти пастбища «интернациональными» Общая для большинства социально-возрастных групп маргинального типа модель поведения со специфическим сочетанием эгалитаристских и жестко-иерархических черт во «внутренней» политике и с выраженной наклонностью к решению «внешних» проблем силовым путем превращала «зимний» период существования одновременно в традиционную йохсета, место и время для инициа-ционных испытаний, дающих впоследствии право на более высокий социальный статус, и в не менее традиционный limes, где «правильные» поведенческие стратегии не обязательны и где, скажем, удачливый вор не считается преступником, а, напротив, повышает «градус удачи» всей группы Так, кража чужого скота, совершенно невозможная в условиях «соседского и хуторского» хозяйства на «коренной» территории, является здесь вполне законной стратеги- 1 Кстати, данная сезонная модель с точностью повторяет обычный способ существования волков — обычных враюв и спуишков стад, переюняемых по степи на большие расстояния Волки летом живут «семьями» на строю распределенных участках территории и, как правило, ведут куда менее афессив-ный образ жизни не охотятся на крупную добычу, не нападают на людей и скот и т д Зимой же, сбиваясь в крупные иерархически организованные с гаи, они радикально меняют способы охоты Меняется при jtom и объект этой охоты То же касается и собак, обязательных cnyi ников скотовода — [ем более пеше-ю Летом собаки срубников должны были жигь нормальной «семейной» жизнью, выводить щенков и т д А в хо годное время юда они, сопровождая «общие» стада, волей-неволей вынуждены были сбиваться в стаи, ипо ше < волчьи» по структуре, хоть и стоящие <по дру!ую сторону баррикады» Вот и ключ к < псам/волкам» как к традиционному индоевропейскому кодовому маркеру зфебическот (и др мар! инл п.ных) сыгуса Скифы ей1 Однако присвоенный таким образом скот не может являться собственностью вора, поскольку ответственность за кражу несет вся «стая» — и она же является «хозяином» добычи Если «прибывший» скот не будет потреблен на месте, он подлежит разделу на обратном пути на север, по пересечении культурной границы, за которой «ничьей» собственности быть уже не может Но даже и в этом случае принадлежать он будет не юношам-пастухам, а их отцам, главам семейств (хотя и может впоследствии составить основу благополучия сыновей при смене статуса на взрослый, «женатый» и при отселении «на свои хутора»2) Эта, «зимняя», привязка маргинально-воинских практик надолго утверждается в степных регионах Евразии и в ряде примыкающих областей' Целый ряд римских авторов (Овидии, Тацит, Сенека, Дион Кассий, Аммиан Марцеллин) свидетельствуют о том, что зимние набеги сарматов на придунайские области Римской империи были самым обычным делом В «Аргонавтике» Валерия Флакка языг Гезандр говорит «На родине нам приятно воевать и грабить в снегах» (VI, 338—339) Попытки объяснить практику зимних набегов тем, «что кочевники зимой испытывали большие трудности, вызванные малым количеством или отсутствием корма для скота, вследствие чего резко уменьшалась продуктивность последнего» [Нефедкин 2004 85], трудно признать удачными И в самом деле, не на ослабевших же от бескормицы лошадях отправляться в дальние и опасные походы К тому же целью этих походов было никак не снабжение оставшихся дома сородичей фуражом и продовольствием «Зимняя лихость» должна иметь другие, ' Зимой в евроазиатских лесных, лесостепных и степных ландшафтах вообще становится много проще проблема «пересечения пределов» Замерзающие реки не только перестают быть естественными границами, но и становятся настоящими «дорогами» И если «сбегать за Волгу за барашками» летом весь ма проблематично, то зимой пути открыты 2 Ср в данной связи проблему принадлежности военной добычи, рассмот 3 В ряде других индоевропейских культур (древнегреческой, италийских, 88 В Михаилин Тропа звериных слов более весомые основания — и сезонная смена социальных ролей, имеющая в евроазиатской степной зоне давние и устойчивые традиции, как представляется, нам таковые дает. Само существование «стаи», альтернативной кровнородственным семейным группам и состоящей из не родственных друг другу по крови индивидов, объединенных тем не менее общими (временными!) интересами и общим (временно!) движимым имуществом, представляется возможным только в том случае, если данная общность объединяется системой ритуалов, создающих — опять же на время! — прочную структуру связей, приравненных к кровным. Эта общность должна иметь свой, четко выделенный из «бытового» пространства «язык», группу символических кодов, позволяющих индивиду «переключиться» с одной («летней», «семейной») поведенческой модели на другую («зимнюю», «ватажную») При общем широком «интернациональном» характере зимних пастбищ и зимних способов существования этот символический язык должен быть максимально общедоступен и общепонятен (как мы это наблюдаем на примере «языка жестов» североамериканских степных племен или на примере евроазиатского конгломерата «звериных стилей»1). Нарисованная гипотетическая модель «оседло-кочевого» быта срубников имеет, на мой взгляд, достаточно много общего с теми сведениями, которые дошли до нас о скифах (а также о киммерийцах и сарматах). Особенно если учесть тот факт, что упомянутые «этносы» времен классической и поздней греческой античности занимали те же самые степные (и — лесостепные!) ландшафты, что и предшествовавшее им «срубное» население, которое, вполне ве- 1 В этой связи имеет смысл особо рассмотреть группу «птичьих» образов, крайне популярных в индоевропейских звериных стилях вообще и в скифском в частности (птицы представлены в том числе и в двух фризах пект орали из Толстой Могилы) Сезонная сцепленность меридианальных (осенних и весенних) откочевок с «параллельными» перемещениями крупных масс перелетных птиц не моит не быть замечена и осмыслена Свидетельств подобною осмысления сохранились в целом ряде индоевропейских и смежных традиций Ср с традиционным историческим названием (и самоназванием) ирландских солдат-наемников («дикие гуси»), функции перелетных птиц (кукушка, лебедь, утка) в русской и др фольклорных традициях и т д «Птичий» образ женских «духов-посредников» между живыми и мертвыми (фраваши, валькирии, фюль-гьи и т д) также, на мой взгляд, тесно связан с данной символической системой Сезонные откочевки за пределы «своей» земли не могли не восприниматься как своею рода «экскурсии в зону смерти» Какой член этой семантической пары («пгицы»-фраваши и «перелетные птицы/учасшики откочевок») дал первичный, а какой — вторичный символический смысл, для нас сейчас не слишком важно, пока просто отметим сам факт наличия подобной устойчивой связи Подробнее об этом - в «птичьей» i таве данного раздела Скифы роятно, могло дать весьма существенную часть генофонда будущих степных варваров. О роли овладения навыками верховой езды в радикальной смене системы балансов между «летними» и «зимними» способами жизни в степной зоне я скажу чуть позже, в главе, посвященной коню как животному, крайне важному в символическом ряду пек-торали из Толстой Могилы. Пока же заметим следующее. С поразительным постоянством индоевропейские кочевые культуры, приходящие в Северное Причерноморье одним и тем же маршрутом — через Волгу и Прикаспийскую низменность, — демонстрируют одну и ту же логику развития. Они появляются на исторической арене как «чистые» кочевники, уничтожая и вытесняя противостоящие им культуры, сочетающие признаки оседлости и номадизма (скифы — киммерийцев1, сарматы — скифов, а еще позже новые, неиндоевропейские кочевые орды — полуоседлых сармато-аланов), и через несколько веков меняют способ существования, «присваивая» бывшую чужую землю, укореняясь на ней и сохраняя кочевые навыки только как часть своего нынешнего образа жизни. Не логично ли будет предположить, что каждая очередная «чисто кочевая» культура возникает в одной и той же культурной зоне (условно говоря, в зоне «интернациональных» зимних пастбищ)2 и расширяется затем в сторону наиболее богатых и привлекательных территорий, воспринимаемых очередной «стаей» как вожделенная зона изобилия. Однако, присвоив эту зону изобилия и поначалу потребляя ее на привычный «волчий» манер, «стая» не может со временем не начать воспроизводить те социальные модели «взросления», которые изначально заложены в «социальной программе» составляющих ее индивидов. Кочевая элита может сколько угодно «отрабатывать» сугубо маргинальную дружинно-воинскуто номади-ческую идеологию, однако с поразительным постоянством сбивается на «старшие» модели поведения. Она принимается хоронить 1 Сохраненный у Геродота сюжет о «самоубийстве киммерийцев» перед 2 Причины подобных «выбросов» могут быть самыми разнообразными — В Muxait iuh Тропа звериных слов статусных мертвецов в заранее отведенных местах, приобретающих со временем сакральный статус. Она обзаводится «своими земпя-ми» — взамен «своих пастбищ» и «своих источников воды» — и продолжает отправлять на «зимние степные радости», «за зипунами» своих сыновей, проходящих первую воинскую инициацию1 К концу VI века до н.э., когда имел место исторический поход Дария против скифов, последние уже успели как следует обжиться в северно-причерноморских степях. Скифские юрода с выраженными признаками оседлой культуры и собственно оседлая культура скифского царства в Крыму — это, конечно, дело позднейших эпох. Однако самый факт наличия неких «отеческих могил», за которые скифы обещают драться всерьез, свидетельствует, на мои взгляд, о выраженной тенденции к присвоению скифами Северного Причерноморья Но присвоение это имеет специфический характер Прибрежные, приморские районы с зимними пастбищами, во многом похожими на прикаспийские, неминуемо должны были восприниматься скифами, обустроившимися в бывшей киммерийской степи, как «интернациональная», «транзитная», «хулиганская» зимняя зона, где вполне законна именно та стратегия, которую скифы и продемонстрировали Дарию в исполнении «казачьих» банд Скопаса За этими отрядами, впрочем, бдительно надзирали «взрослые» бойцы и командиры, которые и продемонстрировали потенциальную мощь общескифского ополчения и готовность вмешаться в нужный момент. 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ: ЛЕВ, ПАРД, ОЛЕНЬ, КАБАН Следующий этап интерпретации образного ряда пекторали вынужденно сложен. Дело в том, что при общей симметричности композиции справа и слева от вертикальной оси половинки пекторали в ряде изобразительных «эпизодов» различаются деталями представленных сцен и фигур, что, естественно, в последнюю очередь имеет смысл объяснять случайной творческой прихотью заказчика или исполнителя. В тексте, настолько структурно выверенном, настолько семантически емком, случайностей быть не может, — и если в левой (от «носителя») части пекторали кошачьи хищники терзают кабана, а в правой — оленя, то этому обстоятельству должно быть четкое объяснение. 1 Ср стандартную зимнюю привязку охоты как cyiy6o арисюкрат ическо! о развлечения в контексте более поздних европейских военно-аристократических культур Подробнее об этом — в «орлиной» 1лаве данною раздела Скифы Однако речь идет не только и не столько о различиях вообще, сколько о различиях в симметрически организованном тексте, что само по себе уже задает определенную матрицу поиска возможных смыслов сцен и образов, соположенных по принципу — одновременно структурного единства и семантической противопоставленности. Данная особенность построения пекторали, а также необходимость анализировать общий смысл текста с учетом этой особенности, подробно проговорена и у Д.С. Раевского. Вписывая сцены терзания в общую логику интерпретации, основанную на концепции мирового древа и бесконечного цикла рождений и смертей1, автор ссылается на гипотезу В.Н. Топорова о троичной структуре ритуала тризны в индоевропейском мире: В этой же связи нельзя не остановиться на гипотезе В.Н. Топорова2, что ритуалу в индоевропейском мире изначально была присуща троичная структура, отразившаяся и в его славянском наименовании, то есть что он включал жертвоприношение «трех животных одного или разных видов». На пекторали мы видим запечатленными оба варианта такой троичности: с одной стороны,/ терзанию подвергаются три вида животных — лошадь, олень и ка7 бан, с другой — терзание лошади представлено троекратно. Пб В.Н. Топорову, такая троичность жертвы обусловлена ее соотнесенностью с тернарным строением космоса, «это соотнесение предполагает, что три мира (или трехчастный мир) отвечают трем жертвам (или расчленению жертвы на три части)». (Раевский 1985: 191] Обсуждение общих проблем, связанных с концепцией «трех миров», не входит здесь в мои задачи, но, как бы то ни было, цифровая логика в данном случае еще раз подводит автора, который буквально двумя страницами выше провел сцену преследования собакой зайца по тому же ведомству, что и расположенные рядом с ней в нижнем фризе пекторали сцены терзания, а теперь благополучно о зайцах (которых к тому же два) забывает в угоду «троичной структуре жертвы», соотносимой с «тернарным строением космоса». Впрочем, Д.С. Раевский признает определенные трудности, связанные с дальнейшей интерпретацией представленных на пекторали сцен терзания. «Животные, терзаемые в нижнем регисфе, погибают для того, чтобы произошел акт рождения, воплощенный в образах верхнего регистра» [Раевский 1985: 191]. 2 См.: [Топоров 1979: 12].
|