Специалиста социально-культурной деятельности
Проблема профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практиков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной деятельности. Объясняется это тем, что специалист, работающий в социо-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способностями, способностями к публичной творческой деятельности. Меняются современные критерии готовности к профессиональной деятельности, требования к отбору специалистов при устройстве на работу - он должен быть юридически грамотным, владеть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер. Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регулировать и координировать деятельность коллектива, быть коммуникабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня. Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммерческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специальности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфере управления культурой: - музыкальный продюсер; - персональный менеджер; - импресарио, или промоутер; - агент, работающий с профессиональными актерами, режиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.; - продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью; - куратор выставки; - владелец галереи; - кинопродюсер; - менеджер проекта; - продюсер культурно-досуговых программ; - арт-менеджер и др.; - технолог социально-культурной деятельности. Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере - личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качества руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специалиста по связям с общественностью и т.д. и т. п. О таком можно сказать, что это Богом отмеченная личность. Какими же профессиональными знаниями, навыками и умениями должен обладать такой специалист? Какие качества личности необходимы для подобной деятельности? До недавнего времени предполагалось, что качества руководителя и творческого человека являются в большей мере врожденными, а не приобретенными. Изучая личностные качества известных управленцев, психологи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольшего успеха достигает та личность, которая отвечает следующим характеристикам: - является первым ребенком в семье; - имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успеха и серьезно относится к строительству своей карьеры; - обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывается при временных неудачах, сопротивляется возникающим проблемам; - обладает способностью к долгосрочным прогнозам; - очень целеустремленна; - социально и политически активна; - интровертна; - мало зависима от обстоятельств и области деятельности; - обладает способностью определять приоритеты в деятельности. Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как: - способность работать с «большим кругом людей»; - умение брать ответственность за выполнение важных задач; - стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста. Такой специалист должен обладать следующими способностями, навыками и умениями; - способностями стратегического и системного мышления; - организаторскими умениями; - педагогическими умениями; - социально-психологическими навыками; - хорошим здоровьем и умением его сохранять; - практическим опытом работы. По мнению опрошенных студентов и выпускников МГУКИ, менеджеру необходимы знания: экономики, юриспруденции, психологии, культурологии, социальной политики и др.
В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность: - в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе рынка (система организаций, смежных фирмах, партнерах, конкурентах, потребителях, подчиненных); - в методах управления (экономические, финансовые, социально-психологические); - в области структуры управления (технологические цепочки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики); - в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые); - в области норм и нормативов (финансовые, правовые, таможенные, экологические, безопасности труда и др.). Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие: - ответственность; - целеустремленность; - инициативность; - способность к нововведениям; - работоспособность; - настойчивость; - дисциплинированность; - терпение и такт.
Современное поколение менеджеров, работающих в социально-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобильность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеждать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспитание открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера. Большинство исследователей-психологов и педагогов полагают, что профессионально значимые качества можно развить путем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профессионального обучения. Рассматривая показатели профессиональной компетентности социокультурного менеджера, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» предлагают понимать эту компетентность как концептуальную основу профессиональной управленческой деятельности и сводят ее к следующей схеме.
Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессиограмма социокультурного технолога находится в процессе становления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и существенные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональном мастерстве. Методологические знания в понимании общих принципов познания социально-экономических и политических явлений и процессов, происходящих в обществе, являются для тех и других базовыми, но теоретические и технологические знания имеют некоторые отличия. Теоретические знания, которыми должен обладать технолог, работающий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании: - конкретных управленческих и технологических моделей формирования коллектива и личности; - механизмов общественно-психологических явлений и путей их формирования; - психологии, индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности; - психологических основ обучения и воспитания; - педагогических закономерностей организации этих процессов в условиях свободного времени и неформальных отношений. Технологические знания включают в себя знание видов профессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности. Отличия проявляются и в навыках и умениях, необходимых технологу в профессиональной деятельности. Ему необходимы навыки и умения: - управления системой отношений, общения, организации обучения, воспитания и развития личности и коллектива; - управления самовоспитанием и саморазвитием личности: - управления собственным развитием, собственным психическим состоянием, совершенствования профессиональной культуры и мастерства. Особое место в обучении технолога отводится владению конкретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, массовые. Профессиональные знания, умения и навыки технолога социально-культурной сферы являются начальной школой, своеобразной базой становления профессионального мастерства специалиста. Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессиональное мастерство специалиста культуры» определяет объективные и субъективные факторы, влияющие на становление профессионального мастерства. Она обращает внимание на то, что профессиональное мастерство представляет собой систему знаний, умений, навыков и профессионально важных психических свойств и качеств личности, отвечающих требованиям профессионализма и необходимых для становления мастерства. Выделяются три группы объективных знаний, умений и навыков: организационно-педагогические (технологические), социально-психологические и психолого-педагогические. Субъективные факторы включают качества, характеризующие индивидуальность личности, уникальность ее мастерства. К ним можно отнести: - характер интересов специалиста, определяющий систему его ценностных ориентации; - степень развития способностей, психических свойств, качеств, особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы; - уровень освоения профессиональной деятельности. Профессиональная направленность интересов личности находит отражение в адекватном понимании и принятии целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных профессиональных мотивов, устойчивых предпочтений, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии. Другая группа качеств, являющихся необходимым условием становления мастерства, базируется на развитии мыслительных процессов, проявляющихся в нахождении решения управленческих, организационных, творческих задач. Следующая группа качеств, необходимых для становления профессионального мастерства специалиста, основана на развитии профессионального самосознания. Они проявляются в осознании личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и не подверженным изменениям, а в зависимости от развития перечисленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой. Представляет интерес исследование деятельности режиссеров детских праздников, проведенное Г.П. Черным, который выявил три уровня мастерства специалистов, работающих в этой отрасли.
Представленные в таблице материалы показывают достаточно значительный разброс характеристик уровней мастерства. И если высокому уровню присущи активная деятельность, интерес к своей работе, сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, то на низком уровне специалист малоактивен, безынициативен, не обладает глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Можно сделать следующие выводы о факторах, влияющих на формирование профессионального мастерства технологов социально-культурной сферы: 1. Профессиональное мастерство проявляется в социально-культурной деятельности. 2. Основы профессионального мастерства можно формировать в процессе обучения. 3. Формирование профессионального мастерства прямо пропорционально творческой активности, деятельности и самостоятельности будущего специалиста. 4. Мастерство характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений. 5. Мастерство основано на качествах личности, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. 6. Мастерство специалиста находится в постоянном развитии, переходя из одного качественного состояния в другое.
Однако профессионализм специалиста является лишь основой успешной творческой деятельности. Это относится ко всем творческим профессиям, в том числе и к технологу социально-культурной деятельности. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов рассматривал творчество как важнейший элемент мастерства: «Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но на этом профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходима его составляющая — творчество, которое проявляется в творческом мышлении».
Уместно вспомнить высказывание известного музыкального исследователя-педагога В.Г. Ражникова о соотношении профессионализма и творчества. Он отмечает: «Профессионализм - это обеспеченный средствами тыл художника, его основа и опора... Профессионализм по преимуществу деятельность нетворческая, потому что не имеет отношения к новому, неизвестному. Чтобы стать профессионалом, надо укрепиться в уже известном способе... Многое в профессионализме уже известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через известный прием чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют неформализуемые принципиально явления - индукция, вдохновение, предвидение, новизна... Профессионализм замечательно полезен как подготовка к творчеству». Творчество пронизывает все сферы деятельности специалиста-технолога. Философский словарь предлагает следующее определение творческой деятельности: «...это активная и осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие произведения. Она порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов». Имеющее много общего с менеджерской, педагогической, художественной деятельностью, мастерство технолога вбирает в себя «качественный уровень профессиональной деятельности», включающий высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, что является показателем профессиональной подготовленности специалиста.
Формирование творческих возможностей специалиста социально-культурной сферы становится одной из актуальных задач в XXI веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психолого-педагогических представлений о творческой личности, а с другой -все более активное применение новых средств построения образовательных моделей в процессе формирования креативной личности. Творческие способности технолога проявляются в его стремлении к самораскрытию и самореализации, независимости, оригинальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы. Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнообразных видах человеческой деятельности, в том числе и в специальных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности.
К общим способностям относят такие, которые выражаются в специфических человеческих качествах - восприятии, представлении, воображении, мышлении. Эти качества проявляются в разработке концептуальной основы проекта или программы, крупных масштабных или локальных форм СКД, они способствуют формулированию основной идеи, целей и задач, направленных на создание смыслового художественного образа. Специальные способности предполагают наличие особых качеств и свойств личности, которые ей необходимы в профессиональной деятельности (в одном из видов искусств или другой сфере). Например, в культурно-досуговой деятельности специальные способности включают в себя: быстроту и гибкость мышления, развитое эстетическое чувство, умение понимать и ценить прекрасное, образно-эмоциональную память, богатое воображение, интуицию, способность рождать оригинальные идеи, создавать нечто новое в профессиональной деятельности в сфере менеджмента или технологического проектирования (сценарий, проект, программу или другие формы), способность к риску и т.д. Специфические узкопрофессиональные способности предполагают конкретную управленческую, организаторскую, исполнительскую деятельность по организации себя, творческих коллективов, органов управления, предполагающую реализацию творческих идей, создание стабильных отношений с окружающими, предвидение и разработку перспектив развития отрасли. Успешное развитие творческих способностей специалиста-технолога во многом определяется использованием в процессе подготовки кадров новых обучающих моделей различной степени обобщенности, развивающих общепсихологические и специальные качества творческой личности. Изучая психологию художественного творчества, известный отечественный психолог П.М. Якобсон выделяет несколько этапов творческого процесса: - появление замысла, обусловленное потребностью в творческой деятельности и сопровождающееся состоянием вдохновения; - разработка замысла, заключающаяся в поисках путей его образного решения, конкретизация отдельных фрагментов, эпизодов, сцен (у технолога - элементов проекта, программы, сценария, сценарного плана), что обусловлено индивидуально-творческими особенностями личности создателя (его воображением, эмоциональностью, наблюдательностью, памятью, богатством жизненных впечатлений, общей культурой); - реализация замысла представляет собой наиболее длительный этап, где требуются значительные волевые усилия, работа воображения, логичность, ясность и четкость мышления, эмоциональное напряжение; - доработка произведения, облеченного в конкретную форму, включающую шлифовку, корректировку технических и художественных решений. Социально-культурная деятельность как сфера, где трудится социокультурный технолог, образует системное единство пяти видов человеческой деятельности: преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художественной. Все виды деятельности в творческом процессе сливаются воедино, вбирая в себя и такие подвиды, как игровая, воспитательная, социально-преобразующая деятельность. Их связь органически вплетается в коммуникативные процессы и общественно-групповые отношения, как слово, танец, музыка, игра, изображение сливаются в единое произведение - проект, сценарий, программу. Творческий процесс не является синонимом деятельности, поскольку она может быть и нетворческой, исполнительской, репродуктивной, механически однообразной. В творческой деятельности возникают новые, небывалые материальные и духовные ценности. А такое становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности - разум, воображение, эмоции, воля. 1 Творчество в преобразовательной деятельности социокуль-турного технолога опирается на познание, оно немыслимо без ярко выраженной ценностной ориентации, общей культуры и общения. С другой стороны, элементы творчества присутствуют и в познании мира, и в оценке его явлений, и в общении между людьми. Творчество несет печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время результаты творчества социально значимы. Лишь тогда творческая деятельность социально-культурного технолога целесообразна, когда он стремится реализовать какую-нибудь цель. Но цели могут быть поставлены по-разному. Чем более широки, глубоки, человечны, социально важны цели, тем в большей степени творческая деятельность приобретает социальную и эстетическую ценность. И здесь включаются высшие духовные способности специалиста, поскольку цели определяются им по результатам объективного познания мира и осознания своих потребностей. Деятельность профессионала-технолога, направленная на достижение поставленной цели, предполагает владение секретами этой деятельности, добытыми практикой многих людей, множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения, научения, общения. Но она включает и индивидуальные умения, мастерство, искусность (искусство педагога, искусство сценариста, искусство постановщика). Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств личности технолога социально-культурной деятельности, можно предложить некую идеальную модель специалиста. 1. Технолог социокультурной сферы должен обладать широким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирующим действия коллег на повышение общекультурного уровня населения и развитие духовного потенциала. 2. Технолог СКС - человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот - общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни. 3. Технолог виртуозно владеет приемами, способами и методами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму. 4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выраженной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию. 5. Он широко использует социологические и другие исследовательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума. 6. Технолог СКС умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проекта, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую общественность. Виртуозно владеет секретами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми. 7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществлению, принять своевременные решения, актуальные для конкретного времени. 8. Он постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с аудиторией. 9. Такой идеальный технолог в совершенстве владеет организационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими (частными или акционерными обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответственность, осуществлять контроль над качеством выполнения заданий, выбрать адекватные формы поощрения или порицания. 10. Он обладает высокими нравственными принципами, справедлив и объективен. Является примером ответственного отношения к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствованием собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и посетителей учреждения культуры.
Вопросы для самопроверки 1. Что входит в понятие «профессиональная компетентность технолога СКД»? 2. Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне деятельности технолога СКД. Как они между собой связаны? 3. Как вы понимаете профессиональное мастерство технолога СКД? Охарактеризуйте его уровни. 4. Как вы определите творческую направленность деятельности технолога СКД? 5. Перечислите профессиональные ценности и качества «идеальной» личности модели технолога СКД и дайте им обоснование. Литература 1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003. 2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 3. Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих способностей специалиста культурно-досуговой деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001. 4. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001. 5. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997. 6. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 7. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.
|