Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1.1. Социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью




Проходящее в России становление новой системы воспита­ния, образования личности идет в русле мировых образовательных тенденций, в которых значительное место отводится освоению но­вых процессуальных знаний, умений и навыков, таких, как владе­ние компьютерными технологиями, оперирование разноуровневой информацией, выход в Интернет-пространство и т.п. Меняются традиционные способы передачи информации - вместо устной речи и письма, средств массовой информации все больше используются компьютерные технологии, проникая в различные сферы деятель­ности - от производства до сферы досуга: игровые технологии, тех­нологии в шоу-бизнесе, Интернет-кафе и др. формы.

В связи с активным проникновением научно-технического прогресса и новейших технических средств в производственную, об­разовательную и досуговую сферы первостепенное значение в фор­мировании личности приобретает духовное, нравственное воспита­ние как стержневое в ее развитии и социальном самоопределении.

Особенно актуальными становятся проблемы поиска новых эффективных средств, форм и методов воспитания, интеграции об­разовательных и воспитательных систем микро- и макросоциума, поиск и проработка актуальных направлений деятельности в сфере обучения и досуга молодежи отдельных социальных структур и ин­ститутов.

Растет потребность в новом управленческом подходе к поис­ку оптимальных путей взаимодействия различных структур, оказы­вающих непосредственное влияние на внутренние и внешние про­цессы социально-культурной деятельности.

Именно поэтому одним из главных стратегических направле­ний совершенствования управления деятельностью социальных систем и институтов становится развитие и внедрение в практику современных социокультурных технологий, мобильных, конкурен­тоспособных, построенных на профессиональной основе, вбирающих в себя новейшие достижения научно-технического и социаль­ного прогресса. ^

Сложность решения этой проблемы заключается в том, что управление социально-культурной деятельностью как наука еще сравнительно молода. До сих пор недостаточно разработаны ее тео­ретико-методологические основы,

В научной литературе, обязанной учитывать все сложности, прежде всего нарастающую динамику социальных и культурных про­цессов, происходит постоянный поиск, уточнение теоретического обоснования, основных понятий, содержания, видов и направлений социально-культурной деятельности. В этом направлении нельзя не отметить научные исследования, проводимые в Московском государ­ственном университете культуры и искусств коллективом ученых, ко­торый под руководством Т.Г. Киселевой и ЮД Красильникова зани­мается разработкой методологических, теоретических и методических основ социально-культурной деятельности, а соответственно - соци­ально-культурных и культурно-досуговых технологий1.

Активное участие в исследованиях принимают Т.Н. Бакланова, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Г.Я, Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.М, Чижиков, Н.Н, Ярошенко и др.2

 

1 Жарков АД Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное по­собие. М; МГУК, 1999;ЖарковаЛ.С, ЖарковА.Д. ЧижиковВ.М. Культур-но-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследо­ваний. М,: МГУК, 1994; Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А,Д, Жаркова, В.М, Чижикова, 1998; Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М,: МГИК, 1993; Киселева Т.Г., Кра-силышков Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретиче­ские основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М,: МГУКИ, 2001; Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт, Проблемы, Инновации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001). Тамбов: Изд-воТамб. ГУ, 2001.

Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч. посо­бие. М,: МГИК, 1992. 100с.; Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 223 с.; Стрель­цов Ю. А, Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.; Ярошенко Н.Н. Со цио культур нал деятельность: па­радигмы, методология, методика: Монография. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.

 

 

Значительный вклад в разработку новых концепций и техно­логий социального управления, культурно-досутовой деятельно­стью внесли ученые Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - М.А. Ариарский, А.С. Запесоцкий, В.Е. Триодин, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, Б.В. Титов, К.Н. Измаилов3.

Возникают новые научные школы и новые исследовательские направления социально-культурной деятельности и в регионах Рос­сии. Успешно работает коллектив ученых в Тамбовском филиале МГУКИ под руководством Е.И. Григорьевой. Интенсивным поис­ком новых научных и профессиональных аспектов социально-культурной деятельности занимаются Максютин, В.В. Туев и др.4 • -, Социально-культурная деятельность как особая сфера пред­ставляет собой самостоятельную подсистему общей системы со­циализации личности - социального воспитания и образования лю­дей. Именно поэтому социально-культурное воспитание учеными московской школы понимается как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая де­тям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь.

С учетом этих позиций в социокультурной деятельности вполне правомерно полноценное использование всего воспитатель­ного арсенала средств, форм, методов, способствующих формиро­ванию личности, адекватной требованиям общества с учетом спе­цифики конкретной отрасли.

Ю.Д. Красильников после многолетних научных поисков уточнил определение социально-культурной деятельности, сведя его к формуле: «Социально-культурная деятельность - это воспитательнаядеятельность, ориентированная начеловека, на исчерпы­вающее раскрытие в нем духовного потенциала»1.

 

Ариарский МЛ. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб., 1999. 530 с.; Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб., 1991;. Маркое А.П, Бирже-нюкГМ. Основы социокультурного проектирования: Уч. пособие. СПб., 1998; Триодин В.С. Педагогика клубной работы. М., 1984. 134с.

4 Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.25-39; Со­временные технологии социально-культурной деятельности: Уч. пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. 504 с.

 

Это определение указывает на главный ориентир социально-культурной деятельности - воспитательную деятельность, Так по­нятое воспитание не сдерживает рамки выбора содержания, форм и методов воспитательной работы, не требует единых стандартов и определенного набора приемов в различных сферах социально-культурной деятельности.

Несколько иное понимание социально-культурной деятельно­сти у В.В. Туева, который определяет ее как «... управляемый об­ществом и его социальными институтами процесс приобщения че­ловека к культуре»2.

Вступаяв полемику с В.В, Туевым, Н.Н, Ярошенко находит подобное определение социально-культурной деятельности «безраз­мерным и предельно широким, а следовательно, лишенным специ­фики»3, И далее он аргументирует свою мысль: «Социально-культурная деятельность .... имеет своей целью не только приобще­ние человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

Рассматривая социально-культурную деятельность как осо­бый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обусловливают формирование качественно новых обще­ственных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее опре­деление: «Социально-культурная деятельность должна пони­маться как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определя­ют социализирующие воспитательные процессы».(Ученые за­писки. Вып.23. - С.46.)

 

Красильнчков Ю,Д, СКД как категория научного знания // Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Мате­риалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов; Изд-воТамб. ГУ, 2001. С.18.

2 Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)//Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ,2001. С.25-39

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте форми­рования новых качеств социального взаимодействия //Ученые записки. Вып.23. М.: МГУКИ, 2001. С.39-47.

 

 

Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфи­ку социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педаго­гического влияния как отдельного человека, так и всю систему со­циального взаимодействия во всем многообразии проявлений, вы­двигая в качестве основной задачи построение социального взаимо­действия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчер­кивает технологичность социально-культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «совокупность педагогических технологий» и «технологично определяют социализирующие вос­питательные процессы». Для нас это особенно важно, поскольку рассмотрению технологических основ социально-культурной дея­тельности посвящено предлагаемое учебное пособие. Дефиниция социально-культурной деятельности, предложенная Н.Н, Ярошенко, становится для нас базовой.

Актуальность рассмотрения технологических основ социаль­но-культурной деятельности с позиций педагогических технологий обусловлена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теоретиками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них обладают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предполагаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами технологического процесса, использо­вать новейшие управленческие приемы и организационные формы.

Современные технологии социокультурной деятельности сложно входят в практику небольших городов и сел. Здесь по-прежнему в сфере профессиональной работы наблюдается засилье устаревших методик, организационных и управленческих форм деятельности. Целые направления социально-культурной деятель­ности как бы исчезают из поля зрения специалистов.

Это объясняется не только отсутствием средств, но и специ­фикой подготовки будущего специалиста, отсутствием или недостаточностью навыков работы в поисках новых, результативных воспитательных систем молодыми специалистами социально-культурной сферы. Мешает также и непонимание в научной среде социально-культурных технологий как системы, интегрирующей технологические, педагогические, психологические, социокультур-ные, культурологические и другие знания. Нет устоявшихся крите­риев в оценке эффективности социально-культурных технологий, все еще недостаточным является уровень профессиональной квалификации специалистов, значительны стереотипы мышления, не в полной мере востребованы навыки специалиста - мобильного, гиб­кого и оперативного реагирования на социокультурные ситуации. У теоретиков и практиков нет единого взгляда на социально-культурные технологии как процесс управления социально-культурной деятельностью.

Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и пере­водится как искусство, мастерство + logos - мысль, разум, знание, и на первых этапах относилось к производственной сфере. Техноло­гией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами,

В 60-е годы XX столетия в связи с проникновением компью­теров в образовательные системы и процесс образования понятие технология» прочно вошло в различные новые сферы деятельно­сти - образовательную, культурную, социальную. Интенсивно ста­ли развиваться педагогические, культурно-досуговые, социально-культурные и другие технологии] Появилось значительное число специальных работ, анализирующих педагогические технологии - от определения понятия до рассмотрения всего технологического процесса в целом или отдельных его компонентов.

Однако обилие научных исследований не говорит о том, что дискуссия по актуальным проблемам современных технологий за­вершена, по-прежнему ученые спорят как о самой категории ((тех­нология», так и о критериях сферы ее воздействия. В формулировке понятия «технология)) в педагогической науке существуют большие разночтения (встречается более 300 вариантов понимания катего­рии «педагогическая технология»).

Чтобы понять, в чем сущность этого определения, обратимся к некоторым из них. Большой толковый словарь русского языка опреде­ляет технологию как «совокупность производственных операций, мето­дов и процессов в определенной отрасли производства, приемов, при­меняемых в каком-либо деле, мастерстве». Б.Т. Лихачев трактует поня­тие «педагогическая технология» как «организованное, целенаправлен­ное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс». В.М. Монахов видит в ней ((продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условии для учащихся и учителя». М.В. Кларин оп­ределяет педагогическую технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей», Л.Г. Семушкина выделяет внутри педагогических технологий образовательные технологии и определяет их как «специально сконст­руированную совокупность взаимосвязанных форм, методов, средств обучения, обеспечивающую при реализации заданного учебными про­граммами содержания наилучшие достижения поставленных целей», М.М. Левинова определяет педагогические технологии как проект педа­гогической системы, осуществляемый на практике. В,П. Беспалько по­нимает педагогические технологии как «систематическое и последова­тельное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». А.Г. Казакова видит в них «педагогический процесс, при котором происходит качественное изменение педагогиче­ского воздействия на обучаемого».

Заслуживает внимания концепция Г.К. Селевко, рассматри­вающего понятие педагогической технологии с позиций содержа­тельного обобщения, вбирающего в себя смыслы определений раз­личных авторов.

По мнению Селевко, педагогическая технология функциони­рует; в научном плане, исследующем наиболее рациональные пути обучения; как система способов, принципов и регулятивов, приме­няемых в обучении; в качестве реального процесса обучения. С по­зиций многофункциональности педагогической технологии он вы­водит ее определение, вычленяя три аспекта:

- научный, где педагогическая технология выступает как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержа­ние и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;

- процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержа­ния, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Таким образом, в этом определении педагогической техноло­гии мы видим важные для понимания ее сущности общие положения. Во-первых, педагогическая технология понимается как проект­ная часть педагогического процесса. Во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение пла­нируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирова­ния личностных, инструментальных и методологических средств.

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства пе­дагогических технологий, корректируют отдельные недостатки пе­дагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполага­ют свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности,

Т.Г, Киселева и Ю.Д, Красильников уточняют понятие «тех­нология социально-культурной деятельности», характеризуя ее как совокупность общей, функциональной и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняющихся за счет исторического и современного опыта,, накопленного в сфере куль­туры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и кон­тинентов .

Более близко к пониманию технологии как педагогического процесса подошел А.Д.Жарков. Он рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению Жаркова, орга­низация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как профессиональной деятельности, направ­ленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие "технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д, Жаркова, идентично понятию «пе­дагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, ос­нованным на взаимопроникновении их друг в друга2.

 

1 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности; Учебное пособие. М.: МГИК, 1993. С.123.

2 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998, С.20.

 

 

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последователь­ности, логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в конкретном проекте, программе, на реализацию ко­торых и направлена система форм, средств, методов. В последние годы в науке и практике специалисты социально-культурной дея­тельности все чаще стали использовать слова и словосочетания «проект», «программы», «проектные технологии»5, в которых логи­чески обосновываются творческие идеи.

Мы полагаем, чтосоциально-культурные технологии пред-стаеляют собой педагогические системы последовательных алго­ритмических организационно-управленческих действий, функцио­нирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов.

Такое определение вбирает в себяпонимание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических техно­логий, вбирающих весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. В нем отражено понимание системно­сти и последовательности технологических процессов, включаю­щих важнейшие алгоритмы действий: от разработки концептуаль­ной основы предполагаемого социокультурного проекта - через диагностику - прогноз - четкое формулирование целей и задач -отбор форм, методов, средств - условий - организацию и управле­ние, способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретнымсубъектом в конкретной среде.

А поскольку, как мы уже отметили, социально-культурная дея­тельность представляет собой особого рода воспитательную деятель­ность, то и технологии социально-культурной деятельности направле­ны на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные соци­ально-значимые отношения, как главный смысл воспитания.

Технология сложна по своей структурной организации. Глав­ным и определяющим в ней является цель как важнейший системо-образующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным зака­зом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточ­нение и определение «проблемного поля», главной стратегической цели, формулирование тактических целей и задач, требующих по­следовательности действий и интеграции усилий различных эле­ментов социально-культурной деятельности, направленных на по­этапную реализацию главной цели.

 

Социальные проекты. Материалы Всероссийской конференции «Лидер XX] века» (март 2001 г.). М.; МГУКИ, 2001; Красшышков Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие М • МГИК 1993 и др.

 

 

В этом случае обычно прибегают к построению «древа це­лей», «иерархии целей». При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возможности социально-культурных инсти­тутов, запросы и интересы социально-демографических групп, ха­рактер их трудовой деятельности и производственных условий, возможности координации усилия различных социальных структур и институтов, временные характеристики циклов воздействия.

Определение целей зависит не только от самого факта много-субъектности социально-культурной деятельности, но и от разнообра­зия объектов влияния. Ими могут являться различные государствен­ные структуры, институты и специалисты, многочисленные общест­венные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движения, частные, коммерческие, коопера­тивные и другие организации и, конечно же, отдельные личности.

Если представить, что в качестве главной цели, которой необ­ходимо добиться, выдвигается некий идеал - высокообразованная, культурная, духовно богатая, социально активная, гармонически развитая личность, то такая цель получается несколько расплывча­той, нечеткой. Чтобы четко определить содержание технологиче­ского процесса, необходимо ставить более конкретную цель, иметь полное представление о конечном результате, чтобы точно диагно­стировать его. Для этого требуется переформулировка главной цели в диагностическую, а ее (диагностическую цель) в свою очередь не­обходимо разбить на этапы, в которых определяются диагности­руемые цели для каждого этапа.

Диагностирование цели предполагает: во-первых, выявление «проблемного поля», во-вторых, ориентацию на формирование ка­честв, свойств, умений, опыта, необходимых для конкретной лич­ности, группы, коллектива, общности. В-третьих, поиск диагности­ческого инструмента, позволяющего объективно и однозначно выявить данное качество, свойство, умение, опыт, замерить уровень его развития, оценить этот уровень и сравнить его с полученным промежуточным или конечным результатом.

Детальное определение конечного результата и точных дей­ствий специалиста для его достижения в социально-культурных технологиях строятся на основе специально отобранного проектан­том содержания инструментария как совокупности форм, мето­дов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями форми­рования качественно новых социальных отношений с заданными генеральной целью параметрами.

И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, методов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозировании как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает кон­кретные цели и задачи, разрабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологического процесса.

Если представить систему технологического процесса схема­тично, то его структурные составляющие могут выглядеть следую­щим образом.

Концептуальная часть социально-культурных технологий предполагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых соци­ально значимых целей и задач,

Диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточнения «проблемного поля» региона, отдельных соци­альных групп, личности.

Прогностическая часть социально-культурных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти технологи в результате осуществления про­екта.

Собственна проектная часть включает в себя отбор кон­кретных действий и оформление их в форму конкретного художе­ственного или социального проекта.

 

 

 

 

Процессуальная часть реализует на практике технологиче­ский процесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию протекающего процесса.

В процессе осуществления проекта все части технологическо­го процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рожде­ния и осуществления технологической конструкции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, мето­дов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем - подбору условий, способствующих получению оптимально­го результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в практической социально-культурной деятельности. Ее можно представить в виде нескольких подсистем, среди которых важнейшие: организационная подсисте­ма, которая рассматривается как совокупность операций, сгруппи­рованных по определенным этапам, методическая, разрабатываю­щая тактику действий, трансформирующую и переводящую в русло конкретной деятельности содержательный материал1, а также кор­ректирующая, вносящая необходимые изменения в ходе реализации проекта.

В процессуальную часть социально-культурных и культурно-досуговых технологий на уровне теоретических разработок мы предлагаем включить управляющую подсистему. Включение этой подсистемы в процессуальную часть делает законченным весь тех­нологический процесс. Эта подсистема должна содержать такие операции, как целеполагание, планирование, проектирование, по­этапную диагностику, варьирование средствами и методами с це­лью корреляции результатов. Она позволяет управлять конкретны­ми проектами и программами на всех стадиях работы над проектом - от замысла до реализации, делая их более эффективными. Ее можно представить в виде схемы.

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности; Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998. С.23.

 

 

 

Управляющая подсистема в технологическом процессе становится одной из основополагающих и позволяет профессионально, грамотно переводить социально-культурную деятельность с одного уровня на другой, более высокий, охватывая все этапы технологи­ческого процесса, вносить необходимые коррективы.

Анализ отечественных и зарубежных ученых по проблемам педагогических технологий позволяет выделить ряд их качествен­ных критериев, среди которых:

• воспроизводимость и гарантированность результатов, кото­рые характеризуются позитивными изменениями в развитии лично­сти (группы, коллектива) в связи с применением данной технологии;

• целенаправленность технологической системы, указываю­щая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;

• системность, указывающая на то, что социально-культурные технологии - это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной ло­гикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов;

• новизна, раскрывающая возможности технологии как пе­редового опыта;

• актуальность, проявляющаяся в решении конкретных вос­питательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данную технологию1.

Однако диагностика направлена на выявление не только дос­тигнутых результатов, но и причин, тормозящих их достижение, Только при этих условиях возможен выбор приемов и методов, сни­мающих проблемы в деятельности работников социальной сферы, а также требующих дополнительной работы с отдельными социаль­ными стратами, группами населения или отдельной личностью.

Человек является многофакторной системой, и на нее оказы­вают влияние не только социально-культурные институты, но и со­циально-экономическая ситуация в стране, семья, друзья, среда, ус­ловия производства, образование и др. Эффект значимости того или иного влияния заранее предсказать часто бывает невозможно. Од­нако технология социально-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в развитие личности, объединяя в единстве социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влия­ния на личность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязы­вают все его части, объединяя их в конкретном проекте или про­грамме.

Таким образом, процессы, основанные на использовании со­циально-культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т. е. основаны на целеполагании, планиро­вании и проектировании, включают поэтапную диагностику, широ­ко используют возможности варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оптимальных вариантов достижения по­ставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии должны быть эффективны по результатам и оптимальны по затра­там, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.

 

 

1 Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнитель­ном профессиональном образовании преподавателей. М: НПО Продиздат, 2000. С. 118.

 

 

Ценность социально-культурных технологий как системы пе­дагогического влияния на личность в условиях социально-культурной деятельности заключается в том, что основанные на ис­пользовании определенного алгоритма они могут быть воспроизве­дены во многих социально-культурных технологиях с другими объ­ектами и субъектами влияния.

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлено появление социально-культурных тех­нологий?

2. Что представляют собой социально-культурные техноло­гии? Проведите сравнение с педагогическими технологиями.

3. Охарактеризуйте системные части социально-культурных технологий. Как и почему они образуют систему?

4. Какими критериями необходимо руководствоваться при определении качественных параметров социально-культурных тех­нологий?

5. Технология реализована. Что дальше?

 

 

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.

2. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. В.М. Чижикова, Г.Н. Новиковой, М.: МГУКИ, 2002.

3. Жарков Л.Д. Технологии культурно-досуговой деятельно­сти: Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

4. Киселева Т.Г., Красшьников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии, М.: МГУКИ, 2001.

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. М.: МГУК, 1998.

6. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии: Про­грамма курса для студентов специализаций кафедры менеджмента социально-культурной деятельности. М,: МГУКИ, 2003.

 

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 5427. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия