Назначение, условное обозначение устьевого оборудования нагнетательных скважин. 1 страница
(в хронологическом порядке)
1.Что такое «хорошо»? «Строительный рабочий», Ленинград 26.10.1968. 2.Предмет теории композиции в архитектуре. Сб.: «Архитектурная композиция» М.1970 3.Градостроительные утопии ХХ века. Западные архитекторы в поисках решения социальных проблем. «Строительство и архитектура Ленинграда» 1970, № 10. 4.Классификация уровней проблем в теории градостроительства Сб. «Обзор архитектурно-социологических исследований» М.1970 5.О методах и критериях анализа в архитектуре. «Архитектура СССР» № 10, 1971. 6.Кристофер Александер и его критики. «Строительство и архитектура Ленинграда»,1973, №2.(совм. с Е.Извариным) 7.Проблемы формы в современном проектировании.Бюлл.»Техническая эстетика» №8, 1974. 8.Основные исторические этапы использования и изучения чертежа. «Труды ХШ международного конгресса по истории науки. Секция Х1» М. «Наука». с. 34-37. 9.Проектирование без прототипов. В сб: «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. (Теория и методология)» М. Стройиздат. ЦНИПИАСС. 1975. С. 299-392. 10.Градостроительные трактаты Ле Корбюзье и проблемы современного проектирования. В кн. «Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия» М.Стройиздат, 1976 (совм. с Ю. Бочаровым) 11.Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании. Автореферат дисс. На соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.1976. 12.Теория архитектуры и теория проектирования. Сб. «Зодчество», вып. 2 М.1978. 13.Герои и зрители «архитектурного театра» Архитектура СССР, №10. 1979. 14.Пространство театра и пространство города в Европе ХУ!-ХУП веков. В сб. «Театральное пространство» Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сов. Художник. М.1979. 15.Городская среда и драматургия архитектурной композиции. В сб.: «Проблемы теории и истории архитектуры» ЦНИИТИА. №5. 16.Стиль как программа. В кн.: «Проблемы формализации средств художественной выразительности». ВНИИТЭ. М.1980 17.К пониманию контррельефов В.Татлина. Wiener Slavistisher Almanach. Band 9. Wien 1982. 18.Стиль и среда «ДИ СССР», 1983, №5. 19.Межпредметное пространство. В кн. «Советское искусствознание 82-2» М. Сов. художник. 1984. 20.Эмоции и профессиональное сознание архитектора. В кн. «Архитектура и эмоциональный мир человека» М.Стройиздат.1985 с.3-54. 21.Место поэтики в развитии архитектурно-теоретических знаний. В сб: «Проблемы формообразования в архитектуре» М.1985. 22.Не утопия ли это? К истории «средового видения». «ДИ СССР»,1986.№4. 23.Есть ли у архитектуры будущее? «Архитектура СССР», 1987, №3. 24.Наследие архитектурной мысли. «Архитектура СССР» №5, 1987. 25.Поэзия пространства. «Архитектура и строительство Москвы», 1988, №4. 26.Концепции архитектурного пространства. ЦНТИ Госкомархитектуры. Обзорная информация. Серия 1. «Теория и история архитектуры» вып.1. М.1988 27.Поверхность и масса. «Архитектура и строительство Москвы» № 7, 1988 28.Отсвет и эхо. «Архитектура и строительство Москвы» № 11, 1988. 29.Архитектура и фотография. «Архитектура СССР» 1988, № 4. 30.Фантазии вместо утопии. «Архитектура» (приложение к «Строительной газете») 1988, № 22(686). 31.К эстетике тоталитарных сред. В кн: «Городская среда» материалы к конференции,ч.1 М.1989. 32.Sprache und Architektur des «Post-Totalitarismus» Ins Katalog «Papierarchitektur», Frankfurt am Main, 1989. 33. К эстетике тоталитарных сред. «ДИ СССР»,1989,№ 11. 34. Границы проектирования. «Вопросы методологии» М. 1989. 35. Мифологический субстрат советского художественного воображения «Искусство кино» № 6,1990 с.92-94 36.Архитектура и герменевтика. В сб. «Иконография архитектуры» М.1990. 37.Методологические проблемы исследований архитектурной формы. В кн. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии», М.Стройиздат.1990 38.Об интеллектуальном суверенитете архитектуры. В кн: «Архитектура и культура» Ч.1, М.1990.
39.Среда и архитектура. В кн. «Городская среда: проблемы существования» М.ВНИИТАГ.1990 40.Историческое и вечное в архитектуре. В сб. «Проблемы истории архитектуры» Ч.1, Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в Суздале. ВНИИТИАГ. М.1991. 41.Концепции и реальность. В кн. «Советское искусствознание» Вып.27, М. «Сов. художник», 1991 42.Природа архитектуры. В кн. «Вопросы искусствознания» М.1991
43.К программе логического исследования архитектурной критики. В кн. «История и методология архитектурной критики». ВНИИТИАГ. М. 1991. 44.From error to terror. In «International Architecture and construction», London. Vol 1.Issue 2. P.107-110.London. 1993. 45.Paper architecture. A postscript. In. «Post-Soviet art and Architecture». Academy Editions. London. 1994. P.128-143. 46.Город Солнца. В ж. «Звезда» № 1, 1998. 47. К пониманию архитектурной формы. В сб. Вопросы искусствознания. М. 2000
[1] Äîñòàòî÷íî âñïîìíèòü ýïèçîäû èç èñòîðèè «áîðüáû ñòèëåé» â Âåëèêîáðèòàíèè â ïåðâîé ïîëîâèíå 19 ñòîëåòèÿ èëè áîðüáó íàïðàâëåíèé â àðõèòåêòóðå ñîâåòñêîé ðåñïóáëèêè ïîñëåðåâîëþöèîííûõ ëåò. [2] Ïîêàçàòåëüíî, ÷òî åñëè â íà÷àëå âåêà ìíîãî ïèñàëîñü î «áóäóùåì àðõèòåêòóðû», à â ñåðåäèíå ñòîëåòèÿ ïîÿâèëàñü äàæå îñîáàÿ àðõèòåêòóðíàÿ ôóòóðîëîãèÿ è àðõèòåêòóðíàÿ ïðîãíîñòèêà, â íàøè äíè ïðîåêòíàÿ è àðõèòåêòóðîâåä÷åñêàÿ ìûñëü íàïðàâëåíà ñêîðåå íà ïðîøëîå è íàñòîÿùåå, òî åñòü ïîãðóæåíà â èñòîðèêîêðèòè÷åñêèé àíàëèç àðõèòåêòóðíîé ñèòóàöèè. [3] Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ðàáîòû èñòîðèêîâ àðõèòåêòóðû àíòè÷íîñòè è Ðåíåññàíàñà (Âèòòêîâåð Ð., Òàôóðè Ì., Çóáîâ Â., Ãàáðè÷åâñêèé À., Ìèõàéëîâ Á.), íî â íèõ, åñòåñòâåííî ðàññìàòðèâàëèñü íå ñòîëüêî ëîãè÷åñêèå, ñêîëüêî èñòîðè÷åñêèå ôîðìû ìûøëåíèÿ. [4] Òàê Èêîííèêîâ À.Â., ðàññìàòðèâàþùèé â ñâîåé ìîíîãðàôèè îòíîøåíèÿ ìåæäó ôîðìîé è ôóíêöèåé, ïèøåò ïåðå÷èñëÿÿ ðàçíûå âèäû çàâèñèìîñòè ôîðìû ôóíêöèè, êîíñòðóêöèè è ñèìâîëèêè «...âñå ýòî âíîñèò â îòíîøåíèÿ ôóíêöèè è ôîðìû ñëîæíóþ äèàëåêòè÷íîñòü, êîòîðóþ, âïðî÷åì, íåöåëåñîîáðàçíî ñâîäèòü ê íåêèì îáîáùåííûì îïðåäåëåíèÿì. Îíà ëó÷øå âñåãî ðàñêðûâàåòñÿ àíàëèçîì èñòîðè÷åñêèõ ïóòåé çîä÷åñòâà, äîïîëíÿåìûì àíàëèçàìè êîíêðåòíûõ ïðèìåðîâ àðõèòåêòóðíîé ìûñëè è åå ðåàëèçàöèè» Èêîííèêîâ À. Ôóíêöèÿ, ôîðìà, îáðàç â àðõèòåêòóðå. Ì.1985 ñ.13 Êîíå÷íî, îáèëèå èñòîðè÷åñêèõ ïðèìåðîâ è êîíêðåòíûõ àíàëèçîâ äåëàåò òåêñò æèâûì è óâëåêàòåëüíûì. Íî çàäà÷à äàííîãî äîêëàäà îáñóæäåíèå àðõèòåêòóðíîãî ìûøëåíèÿ ñ ìåòîäîëîãè÷åñêîé äèñòàíöèè è ïîä òàêèì óãëîì çðåíèÿ, êîãäà îòäåëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ è ôîðìû íåðàçëè÷èìû, çàòî âèäíû íåêîòîðûå òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ â öåëîì, êîòîðûå íà îòäåëüíûõ ïðèìåðàõ ïðîäåìîíñòðèðîâàòü íåâîçìîæíî. [5] Íåðåäêî â ðàññóæäåíèÿõ îá àðõèòåêòóðíîì òâîð÷åñòâå âñòðå÷àþòñÿ ññûëêè íà èíòóèöèþ, êîòîðàÿ ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ ìûøëåíèþ. Îäíàêî èíòóèöèÿ â ðàâíîé ñòåïåíè ïðèñóùà ëþáîìó âèäó òâîð÷åñòâà. Èç òîãî, ÷òî ïîäñêàçûâàåò ÷åëîâåêó èíòóèöèÿ, òîëüêî òî ïðèíèìàåòñÿ ìûøëåíèåì, ÷òî íå ïðîòèâîðå÷èò ÿñíûì ìûñëèòåëüíûì ïðåäñòàâëåíèÿì. Êîíå÷íî, îòðèöàòü èíòóèöèþ â òâîð÷åñêîì ìûøëåíèè - òî æå ñàìîå, ÷òî ñêàæåì, îòðèöàòü òàëàíò èëè îïûò, íî íåâîçìîæíî çàìåíèòü ïîíèìàíèå ëîãèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ ññûëêàìè íà èíòóèöèþ è îïûò. [6] Âîçìîæíî, ÷òî àðõèòåêòóðíûå ôîðìû è ñîñòàâëÿþò åäèíèöû òàêîãî ÿçûêà, íî âîïðîñ î âîçìîæíîñòè ÷èñòî âèçóàëüíîãî, ïåðöåïòèâíîãî, ëèøåííîãî ïîíÿòèé ìûøëåíèÿ è ãðàíèöàõ åãî ñóùåñòâîâàíèÿ ïðàêòè÷åñêè åùå íå ïîñòàâëåí. [7] Ê ñîæàëåíèþ, ëüâèíàÿ äîëÿ ýòîãî ìàññèâà èäåé è òåêñòîâ îñòàëàñü çà ðàìêàìè îñâåäîìëåííîñòè ñîâåòñêèõ è ðîññèéñêèõ àðõèòåêòîðîâ. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòîìó ìåøàë æåëåçíûé çàíàâåñ, ñêâîçü êîòîðûé ïîïàäàëî âåñüìà íåìíîãîå, ñ äðóãîé ìíîãîëåòíåå âûòðàâëèâàíèå íåäîãìàòè÷åñêîé ìûñëè èç ñàìîé àðõèòåêòóðíîé òåîðèè. Ñåãîäíÿ æåëàþùèå ìîãóò îçíàêîìèòüñÿ ñ îñíîâíûìè èäåÿìè ýòîãî ïåðèîäà ïî îáúåìèñòîé õðåñòîìàòèè, âûïóùåííîé â Ãàðâàðäñêîì óíèâåðñèòåòå Ìàéêëîì Õàéåñîì: «Architecture Theory since 1968. Columbia books of Architecture. MIT Press. 1998. [8] Íàïðèìåð, Хàéäåããåð М. илè Âèòãåíøòåéí Л., êîòîðûé íå òîëüêî ïèñàë îá àðõèòåêòóðå, íî è ñàì ïðîåêòèðîâàë. [9]  êà÷åñòâå õàðàêòåðíîãî ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè èçäàííóþ Íèëîì Ëè÷åì õðåñòîìàòèþ «Ïåðåîñìûñëÿÿ àðõèòåêòóðó».  íåé ñîáðàíû ñòàòüè îêîëî òðèäöàòè àâòîðîâ, â òîì ÷èñëå òàêèõ èçâåñòíûõ ôèëîñîôîâ êàê Àäîðíî Ò., Áåíüÿìèí Â., Çèììåëü Ã., Áàøëÿð Ã., Õàéäåããåð Ì., Ãàäàìåð Ã., Áàðò Ð., Ýêî Ó., Õàáåðìàñ Þ., Äåððèäà Æ.,Ôóêî Ì. - íî íåò íè îäíîé ñòàòüè àðõèòåêòîðà èëè òåîðåòèêà àðõèòåêòóðû. Ñì. «Rethinking architecture». Ed. Leach N. Routledge. London and New York.1997. [10] Æóðíàë «Ýêèñòèêà», âûïóñêàâøéñÿ Äîêñèàäèñîì Ê., è ðåãóëÿðíûå êîíôåðåíöèè, ïðîâîäèâøèåñÿ èì íà îñòðîâå Äåëîñ, ñïîñîáñòâîâàëè àêòóàëèçàöèè ìåòîäîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì??????????????????????. [11] Êàòåãîðèÿ ïðîñòðàíñòâà ñäåëàëàñü ïîïóëÿðíîé ïîñëå ïîÿâëåíèÿ êíèã Ãèäèîíà Ç. «Ïðîñòðàíñòâî, âðåìÿ, àðõèòåêòóðà» è Äçåâè Á. «Àðõèòåêòóðà êàê ïðîñòðàíñòâî». Êàòåãîðèÿ «ñðåäû» ïîëó÷èëà â àðõèòåêòóðå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîñëå ïèîíåðñêèõ ðàáîò Ëèí÷à, èíòåðåñ ê ÿçûêó àðõèòåêòóðû áûë ñòèìóëèðîâàí ðàáîòàìè ìíîãèõ àâòîðîâ êîíöà 60-õ ãîäîâ, â îñîáåííîñòè, Äæåíêñà, à ïðèìåíåíèå øèðîêîãî êðóãà ãóìàíèòàðíûõ ìåòîäîâ ê àíàëèçó èñòîðèè è òåîðèè àðõèòåêòóðû ïðåäïðèíèìàëè èñòîðèêè è èñêóññòâîâåäû è ðàíåå Ë.Ìàìôîðä, Ê.Êëàðê, à â îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðå, Àëïàòîâ Ì., Àðêèí Ä., Çóáîâ Â., è ïîçäíåå Áîðèñîâà Å., Ãëàçû÷åâ Â., Ãóòíîâ À., Èêîííèêîâ À., Êàïëóí À., Êèðè÷åíêî Å., Ñëàâèíà Ò., Õàí-Ìàãîìåäîâ Ñ. è äð.
|