Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности




Возник в США во вт. п. 19 в., его разработал американский педагог У.И. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи).

Килпатрик назвал виды проектов: – созидательный; – потребительский; – проект решения проблемы; – проект-упражнение.

Проект– прообраз предполагаемого и возможного объекта или состояния. Проектная культура – проф. успешность специалиста. Требования совр. рынка труда к специалисту – проектные качества личности, умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в ситуации все возрастающей неопределенности. Проектирование – особый тип интеллектуальной деятельности.

Характеристики интеллектуальной деятельности (проектирования):1. Направленность на заранее планируемые преобразования; 2. Нацелено на развитие проектируемого объекта; 3. Нацелено, обращено к будущему, которое рождается в мышлении проектировщика на основе рефлексии.

Структура проектной деятельности: 1. Ценности и идеалы – это мировоззренческие основания проектирования; 2. Цели и задачи; 3. Методы (диагностические; прогностические; конструктивные); 4. Научные знания в виде понятий, категорий, моделей, теорий; 5. Средства реализации – алгоритм самого проектирования.

Цель разработки проекта – получить новый продукт, решить научную, технич. или иную проблему.

Требования к проекту: 1. Исследовательский характер; 2. Значимость проекта для обучения, развития, воспитания уч-ся; 3. Ориентация проекта на решение конкретной актуальной проблемы; 4. Гибкость проекта – возможность изменения в ходе решения проекта; 5. Реалистичность проекта – ориентация на имеющиеся ресурсы.

 


5.4.Деловая игра – метод обучения обеспечивающий воссоздание предметного или социального содержания проф деятельности, т.е. моделируется отношения, которые существуют в реальной жизни(на производстве).

Деловые игры впервые начали проводится в 50-е годы ХХ века в США для подготовки экономистов и руководителей.

Игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи.

Функции игровой деятельности:

- обучающая — приобщение или присвоение субъектом социокультурных норм (научных, правовых, моральных, эстетических и т.д.);

- воспитательная (управление собственными потребностями);

- развивающая (выращивание собственными способностей);

- коммуникативную (освоение диалектики общения);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).

ДИ по видам деятельности делят на учебные; исследовательские, управленческие, аттестационные.

По методологии проведения ДИ бывают:

1. Ролевые игры– каждый участник выполняет определенные функции

2. Иммитационные игры – у участников создается представление, как следует вести себя в опред ситуации.

3. Организационно-деятельностные игры (Щедровицкий)– у участников нет ролей, и жестких правил. Такие игры проводятся при жестком давлении на каждого учатсника со стороны организаторов.

4. Инновационные игры (Дудченко) – направлены на то, чтоб выработать инновационные идеи в традиционной системе действий. При этом разрабатывают модели реальной ситуации и идеальной.

5. Ансамблевые проводятся для развития управленческого мышления. Организовывается деловое партнерство, сотрудничество между командами.

Методика проведения ДИ:

1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

2. Формирование команд (3-5 чел), желательно на основе личностных интересов и потребностей участников. Выбор модератора (Модератор – организатор общения в команде)

3. Самостоятельная работа, выполнение задания, разработка проекта.

4. Выступление команд со своим проектом, отчетом.

5. Общее обсуждение, выработка согласованного мнения.

6. Рефлексия.

7. Формулирование новой проблемы.

Образовательная функция деловых игр очень значима, так как в процессе обучения создаются ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Под деловыми играми понимают моделирование объектов реального процесса, но в условной обстановке (на учебном занятии).

В процессе деловой игры принимаются решения на основе реальной информации о состоянии дел в конкретной организации, поэтому ДИ позволяет обеспечить: формирование навыков принятия решений в конфликтной ситуации, воспитание деловых и моральных качеств личности.

Признаки ДИ: 1. Воспроизведение процесса труда работников. 2. Наличие объекта игрового моделирования. 3. Распределение функций между участниками деловой игры. 4. Эффективное взаимодействие между всеми участниками ДИ. 5. Учет в процессе ДИ интересов всех участников 6. Наличие общей цели 7. Наличие системы оценивания групп и каждого участника.

Типы ДИ: 1. Имитационная игра. Такая игра характеризуется имитацией реальности.

2. операционная игра. Когда обрабатываются определенные операции (например методика проведения урока)

3. ситуационная игра. Когда реализуется 2 аспекта – инструментальный (решение производственной проблемы) и эмоционально-ролевой аспект (когда решаются проблемы межличностного взаимодействия).


 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия