Студопедия — Особенности русского ампира (петербургского). Ансамбли К. Росси в Петербурге
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности русского ампира (петербургского). Ансамбли К. Росси в Петербурге






Отличительные черты и особенности архитектуры русского (петербургского) ампира:

1. Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля. Только в творчестве Росси первоначальная идея регулярной планировки Петербурга получила, наконец, свое воплощение. Петербург и сегодня благодаря ансамблям Росси ассоциируется прежде всего с образом имперского, ампирного города.

2. Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, ликторских топоров. Наиболее яркими примерами ориентации архитекторов на римскую классику стали — здание Главного штаба на Дворцовой площади К.И.Росси, Александровская колонна О.Монферрана, Нарвские и Московские триумфальные ворота, здание Павловских казарм В.П.Стасова.

3. Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.

4. Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.

Наиболее грандиозные ансамбли Петербурга 1820–1830-х годов были связаны с именем К.И. Росси, чей метод в значительной степени был противоположен более традиционному методу «вхождения» вновь возводимых построек в сложившуюся городскую застройку.

Для творчества К.И. Росси характерен истинно русский размах. Тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга построены по его проектам.

• Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818–1824)

Новый ансамбль был задуман зодчим (Росси) как асимметричная, свободная и широкая композиция, в основу которой было положено сочетание архитектуры и живописного пейзажа. В композиции дворца, в двух его основных фасадах применена трехчастная схема с единым большим ордером в центре и ризалитах, что свидетельствует о желании автора масштабно выделить здание, соотнеся его с крупным пространством. Все здания расположились среди зелени окружающего их парка свободно, без строгой системы, подчеркивая этим живописность общей композиции острова.

• Ансамбль Дворцовой площади (завершение) (1818–1823)

В проекте по реконструкции Дворцовой площади К.И.Росси сохранил предложенную А.В.Квасовым криволинейную форму южной части площади и спроектировал здесь два громадных корпуса, соединенные аркой. К.И.Росси с блестящим мастерством и тактом сумел согласовать архитектуру новых зданий с совершенно иными по характеру барочными формами Зимнего дворца. Росси умело вписал рядом с барочным Зимним Дворцом здание Главного Штаба. Последний штрих в ансамбль Дворцовой площади был внесен в 1845–1846 годах, когда по проекту архитектора И.Д. Черника построили дом Вольного экономического общества. В центре площади была воздвигнута Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года (по проекту О. Монферрана). Колонну венчает фигура ангела с крестом, попирающего змею(Б.И. Орловский).

• Ансамбль Сенатской площади (завершение) (1829–1834)

Николай I распорядился построить новое здание для Сената, и чтобы проект готовили «по образцам Главного штаба». В августе 1829 года состоялась закладка нового здания Сената, спроектировано К.И. Росси. Годом позже на соседнем участке началось в соответствии с его же проектом возведение и здания Синода. В середине XIX века в ансамбль Сенатской площади вошло еще одно грандиозное здание, которому была отведена значительная роль в композиции всего классического центра Петербурга, — Исаакиевский собор (1818, Огюст Монферран). Центральный купол делает здание похожим на одноглавые храмы западного типа. Собор - памятник времени переходного от классицизма к эклектике.

• Ансамбль Михайловского дворца (1818–1839)

Недалеко от Михайловского замка, с южной стороны Марсова поля К.И. Росси было поручено возвести дворец для великого князя Михаила Павловича — младшего сына Павла I. Разрабатывая проект дворца, Росси задумал создать обширный ансамбль, который стал выдающимся градостроительным произведением. Контраст в разработке двусторонней ориентации городского дворца традиционного усадебного типа развит в масштабе единой композиции крупной городской зоны. Прямоугольная площадь перед дворцом (пл. Искусств) воспринимается в определенной мере как развитие четкой формы курдонера (парадного двора перед дворцом). С противоположной стороны дворца зодчий многое сделал, чтобы объединить в свободно спланированном, но целостном пространстве и Михайловский дворец, и пластичный объем Главных придворных конюшен, и композицию Инженерного замка. По предложению Росси, были засыпаны рвы, окружавшие замок, что способствовало зрительному объединению территории с Михайловским парком. Здания, образовавшие вместе с Михайловским дворцом единый ансамбль, сооружались разными архитекторами. В 1834–1839 годах на Михайловской площади было возведено здание Дворянского собрания.

• Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка (реконструкции) (1832–1836)

При проектировании ансамбля Михайловского дворца в поле зрения К. Росси оказалась территория, прилегавшая к Михайловскому замку. Генеральный план этой территории был утвержден в феврале 1823 года. Зодчий реконструировал на пересечении Большой Итальянской и Караванной улиц треугольную в плане площадь, которая позже получит название Манежной. Важное градостроительное значение приобрела аллея, созданная между экзерциргаузом и конюшенным корпусом. Она формировала эффектную панораму с главным фасадом Михайловского замка вдали и выполняла роль пространственной связи с Манежной площадью, Караванной улицей и Невским проспектом.

• Ансамбль Александринского театра (1817–1834)

К началу XIX века территория, расположенная между Аничковым и Воронцовским дворцами на Садовой улице, оставалась совершенно не организованной. На ней возвышался деревянный театр Казасси, перестроенный в 1801 году В. Бренной из паркового павильона и отличавшийся невыразительной внешностью. Первые наброски проекта ансамбля были сделаны К. И. Росси в 1816 году, а последние чертежи, относящиеся к отделке зрительного зала театра, датированы 1849 годом. Первыми осуществленными частями ансамбля стали два павильона построенные в 1817–1818 г. Основной замысел театрального ансамбля сформировался к 1827 году. Важнейшим элементом пространственной организации стала большая прямоугольная площадь. Симметричные корпуса, размещенные позади театра, дают понять, что ансамбль развивается и дальше, в направлении Театральной улицы. Ее формируют два протяженных здания Министерства просвещения и дирекции императорских театров с одинаковыми фасадам. Открытие Александринского театра состоялось 31 августа 1832 года. Ансамбли Михайловского дворца и Александринского театра в значительной степени определили своеобразие пространственной организации Невского проспекта.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 955. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия