Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания. По мнению А.Н. Леонтьева, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мере услож- нения общественных отношений. Сознание — это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, незави- симые от субъективного состояния свойства и формируется устой- чивая картина мира. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что в сознании, наконец, душа открывает мир и саму себя. В этом смысле говорят о беспристрастности сознания, так как оно отражает мир «сам по себе», а не в связи с тем или иным потребностным состоя- нием субъекта. По А.Н. Леонтьеву, главной предпосылкой возникновения созна- ния является совместный труд, включающий в себя разделение тру- довых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому ре- зультату, например добывают животное для питания. Другие же со- вершают, на первый взгляд, биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе орудия охо- ты — копья, луки и т.д. — не способны удовлетворить никакой био- логической потребности, но выступают условием ее удовлетворения. Чтобы пояснить это положение, перенесемся в первобытные вре- мена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которые обычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их сопле- менники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если у мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например, они захва- тили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится но- вое. А его-то лишенные сознательного отражения (идеального пред- восхищения результата своих действий) люди и не смогут изгото- вить. Другими словами, часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поде- лятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а не съесть все на ме- сте. И тем и другим необходимо сознание, иначе они просто одича- ют и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены обра- зы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д. alexandrows.narod.ru
Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы видим, что начинают обособляться виды актив- ности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А.Н. Леонтьев называет «действием». Действие на- правляется не напрямую на мотив, побудивший его деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (осо- бенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность стано- вится социально «разделенной», а это требует отражения не толь- ко своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей — участ- ников совместной деятельности. С возникновением целенаправлен- ного действия, таким образом, складывается объективная необходи- мость и возможность сознания. Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человече- ский язык — истинный носитель сознания. Сам термин сознание включает в себя две составляющих: со — знание, т.е. совместное, об- щественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное зна- чение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, «созна- ние обязано своим возникновением происходящему в труде выде- лению действий, познавательные результаты которых абстрагиру- ются от живой целостности человеческой деятельности и идеали- зируются в форме языковых значений», — пишет А.Н. Леонтьев. Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопо- ставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совер- шенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.