Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл
Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к антич- ности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпо- нентную теорию души Аристотеля (см. гл. 2). По А.Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них — это чувственная ткань сознания. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чув- ственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» внешнего мира: бла- годаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в со- знании, а вне его. А.Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые по- теряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное со- стояние — «утрату связи с реальностью». Чувственная ткань — не- обходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноцен- но, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения — дальтонизмом, видят мир лишенным ряда цве- тов и, соответственно, располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и зна- чения событий, состояний и т.д. В универсальных значениях, с ко- торыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти разли- чия коренятся, в первую очередь, в несовпадении культурного опы- та. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединя- ются в сложные системы. За счет того или иного положения в сис- теме индивидуальных значений слова приобретают коннотации, т.е. дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово «немец» еще долго после окончания Второй ми- ровой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями «враг», «плохой человек». Генезис, строение и функционирование конкретных систем значе- ний изучает психосемантика. С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп. Поясним техно- alexandrows.narod.ru логию выявления структуры семантического пространства на при- мере конкретного исследования (В.Ф. Петренко, 1997). В данном исследовании испытуемым студентам предъявлялся список сказоч- ных героев. Каждого из героев следовало оценить по 54 шкалам (на- пример, сказать, какой Карлсон: хороший или плохой, болтун или молчун, мудрый или глупый, дружелюбный или враждебный, весе- лый или грустный, контактный или замкнутый и т.д.). Поскольку ряд ответов показывали высокую корреляцию между собой (так, например, если кого-то из героев оценивали как «хорошего», то ве- лика была вероятность, что его также оценят как «контактного»), группы шкал объединяли в факторы (подробнее о принципах фак- торного анализа см. гл. 10). Таким образом, каждый из сказочных персонажей получал свои координаты в семантическом простран- стве личностных качеств. Рассмотрим пространство, сформирован- ное двумя факторами, которым были присвоены названия «сила личности» и «артистизм — стереотипность поведения». В фактор «сила личности» вошли 17 шкал, а в фактор «артистизм» вошли 6 шкал. Рис. 11. Размещение сказочных персонажей в семантическом пространстве (Ф1, Ф2) личностных качеств (адаптировано из Петренко В.Ф., 1997) Если проанализировать полученное пространство, станет видно, что испытуемые воспринимают Незнайку, Буратино и Карлсона как сильных личностей с высоким уровнем артистизма. Причем Карл- сон — вне конкуренции по обоим параметрам. Айболит — сильная личность, но при этом обычный человек, в поведении которого нет ничего «особенного». Мальвинаи Ослик Иа-Иа — слабые, нереши- тельные существа, стереотипные в своем поведении. Семантические пространства позволяют увидеть, насколько психологически «близ- ки» или «далеки» друг от друга объекты, которые подверглись ис- пытанию. Так, например, Карлсон и Буратино воспринимаются по- хожими друг на друга и кардинально отличающимися от ослика Иа- Иа и Мальвины (рис. 11). Аналогичный прием можно использовать для выяснения отно- шения, например, к политическим деятелям или партиям, размещая их в семантическом пространстве добродетелей и пороков. Третьей образующей сознания является личностный смысл. Лич- ностный смысл, в отличие от универсального значения «для всех», фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуж- дать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно прини- мать меры по ее искоренению, и совсем другое — стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие «преступление» в пер- вом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом. Лич- ностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивиду- альной деятельности. Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: ре- альность мира, представленную в чувственной ткани, опыт челове- чества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла — значения для индивидуальной жизни».
|