Билет № 9. 1. Величины: константы, переменные, типы величин
1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание, ввод и вывод величин на примере языка программирования Pascal. Пример линейной программы работы с величинами на языке программирования Pascal.
Величины в программировании, так же, как и математические величины, делятся на переменные и константы (постоянные). Константы — это данные, которые зафиксированы в тексте программы и не изменяются в процессе ее выполнения. Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы. Переменные в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами и могут изменять свои значения в ходе выполнения программы. Имена называютидентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит обозначать, символизировать). Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр. Как правило, употребляются буквы только латинского алфавита и первый символ в идентификаторе — буква. Примеры идентификаторов: А, X, BS.prim, r25 и т.п. Существуют три основных типа величин,с которыми работает компьютер:
Процесс решения вычислительной задачи - это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге - в определенных переменных получается результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания. Команда присваивания — одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Присваивание - это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды. Для задания значения переменной служит оператор присваивания. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, равное значению выражения, которое находится справа от знака равенства. В языке программирования Pascal оператор присваивания записывается так: <переменная>: = < выражение>. Значок «:=» читается «присвоить». Например: Z:=X+Y.
Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом с клавиатуры. Команда ввода в языке программирования Pascal выглядит так: read( <список переменных>) или readln( <список переменных>).
Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода на экран: write(<список переменных>) или writeln(<список переменных>). Например, write(‘ответ’, k, p). На экран выведется слово ‘ответ’ и значение переменных k и p.
Пример: программа на языке программирования Pascal, складывающая два целых числа program primer; var a,b,c: integer; begin write(‘введи два числа’); readln(a, b); end.
|