Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 13. Понятие хронотопа и его методологический смысл





В эпистемологии, сформировавшейся под влиянием идей Декарта и Ньютона, вневременность, внеисторичность принимались как условия истинности и преодоления релятивизма. Сегодня, как считают Пригожин и Стенгерс, происходит своего рода «концептуальная революция» - «наука вновь открывает для себя время». По-видимому, противопоставление «двух культур» в большей мере имеет своим основанием вневременной подход классической науки и ориентированный во времени подход социальных и гуманитарных наук. Изменение отношения к роли и смыслам времени ставит и перед эпистемологией задачу заново освоить понятие пространства и времени в контексте новых представлений о познании.

Хронотоп – этоединство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений.Формулахронотопабыла сформулирована М. Хайдеггером как: «здесь-и-сейчас». Она означает, что любое социальное явление существует и в определенномместе (т.е., в пространстве), и наопределенном этапе своего развития (т.е., во времени). В соответствии с этой формулой социальные явления должны изучаться сразу жеи во времени, и в пространстве.Данная формула также определяет приоритетностьизучениясоциально-гуманитарными науками настоящего, так как оно существует как непосредственная действительность, прошлое же уже никогда в своей основе не повториться,будущее же может быть, а может и не быть.

Одна из конкретных программ, начало которой положил Бахтин, создавая историческую поэтику, — это переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте и введение понятия хронотопа как конкретного единства простран­ственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Бах­тин оставил своего рода модель анализа темпоральных и пространственных отношений и способов их «введения» в художественные и литературоведческие тексты, что может послужить образцом, в частности, и для исследования когнитивных текстов.

Следует отметить, что, взяв термин «хронотоп» из естествен­но-научных текстов А.А. Ухтомского, Бахтин не ограничился на­туралистическим представлением о хронотопе как физическом единстве, целостности времени и пространства, но наполнил его также гуманистическими, культурно-историческими и ценност­ными смыслами. Он стремился обосновать совпадения и несов­падения понимания времени и пространства в систематической философии и при введении им «художественного хронотопа». Бахтин принимает кантовскую оценку значения пространства и времени как необходимых форм всякого познания, но в отличие от Канта понимает их не как «трансцендентальные», а как «фор­мы самой реальной действительности». Он стремится раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания, «художе­ственного видения». Обосновывая также необходимость единого термина, Бахтин объясняет, что в «художественном хронотопе» «время сгущается, уплотняется, становится художественно-зри­мым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движе­ние времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется вре­менем»

В контексте исторической поэтики Бахтина и выявления изоб­разительного значения хронотопов не должен остаться незамечен­ным феномен, обозначенный как субъективная игра временем, пространственно-временными перспективами. Это специфическое для художественной, вообще гуманитарной реальности явление — трансформация времени или хронотопа под воздействием «могу­чей воли художника». Как должен оценить и осмыслить этот опыт, не поощряемый наукой и здравым смыслом, эпистемолог? Что скрывается за лежащим на поверхности прямым смыслом — ведь игра временем — это художественный прием, значимый лишь для художественного или фольклорного произведения. Столь прис­тальное внимание самого Бахтина к «субъективной игре» и богат­ство выявленных при этом форм времени заставляют предполо­жить, что за художественным приемом есть и более фундаменталь­ные свойства и отношения. Именно в этом контексте Бахтин рассматривает «одну особенность ощущения времени» — так называемую историческую инверсию, при которой «изображается как уже бывшее в прошлом то, что на самом деле может быть или должно быть осуществлено только в будущем». Чтобы «наделить реальностью» представления об идеале, совершенстве, гармони­ческом состоянии человека и общества, их мыслят как уже бывшие однажды, перенося возможное будущее в прошлое — реальное и доказательное.

Наиболее ярко «игра временем» проявляется в авантюрном времени рыцарского романа, где время распадается на ряд отрез­ков, возникает в точках разрыва (в возникшем зиянии) реальных временных рядов, где закономерность вдруг нарушается. Здесь ста­новятся возможными гиперболизм — растягивание или сжима­ние — времени, влияние на него снов, колдовства, т. е. нарушение элементарных временных (и пространственных) отношений и перспектив. Возможна также (особенно в романах позднего Сред­невековья, наиболее ярко в «Божественной комедии» Данте) заме­на горизонтального движения времени его «вертикальным» пред­ставлением. Меняется сама логика времени. «Временная логика вертикального мира» — это понимание его как чистой одновре­менности, «сосуществования всего в вечности», т. е., по существу во вневременности, что позволяет временно-исторические разде­ления и связи заменить смысловыми, «внсврсмснно-иерархичес-кими», выйти на «вневременную потустороннюю идеальность» как в дантовом мире, воплощающую саму сущность бытия.

Здесь зафиксирована одна важная особенность гуманитарно­го и художественного сознания, когда оно полноправно и полно­ценно в своем внутреннем, имманентном ему времени; оно вовсе не оценивается точностью отражения, «считывания» времени и временного объекта. Следует различать (о)сознание времени, кото­рое как бы «обязано» быть объективным, и время сознания, не при­вязанное к внешнему миру, длящееся по имманентным законам которые «позволяют» инверсию прошлого, будущего и настояще­го, допускают отсутствие вектора времени, его «вертикальность» вместо горизонтального движения, одновременность неодновре­менного, наконец, вневремснность. Эти «невидимые миру» им­манентные сознанию временные инверсии и «трансформации» по-видимому, носят более общий характер, но Бахтин увидел их в художественных текстах, где они органичны и получили столь концентрированную объективацию.

В целом размышления над текстами Бахтина о формах време­ни и пространства в художественных и гуманитарных текстах приводят к мысли о возможности превращения хронотопа в универ­сальную, фундаментальную категорию, которая может стать одним из принципиально новых оснований эпистемологии, до сих пор в полной мере не освоившей и даже избегающей конкретных прост­ранственно-временных характеристик знания и познавательной деятельности. Идеи Бахтина позволяют также оптимистически от­нестись к возможностям обновления и дальнейшего совер­шенствования современной эпистемологии гуманитарных наук. Предложено неклассическое видение человеческого познания, не исчерпывающегося абстрактным субъектно-объектным отноше­нием, но вбирающем его лишь как часть фундаментальной целост­ности, где синтезируются не только когнитивные, но и ценно­стные — этические и эстетические, а также пространственно-временные, хронотопические отношения. В центре новой архитектоники познания сам человек — исторически действитель­ный, активно действующий, ответственно мыслящий. На этом ос­новании и должна выстраиваться философия науки XXI века, вби­рающая не только идеалы естествознания, но и богатейший опыт наук о культуре, художественного видения мира.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2077. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия