Индивид и масса.Московичи-век толп
С эпохи Возрождения шло формирование индивида. Причины появления индивида: 1)великие путешествия 2)торговля 3)наука Индивид должен вести себя согласно своему разуму, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все за и против с беспристрастностью ученого, не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. Итак, мы от каждого ожидаем, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе себе подобных. Но как только человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости. Он совершает действия, которые осуждает его совесть и которые противоречат его интересам. Каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства. Качества разумной инициативы, свободной воли, благонравного размышления и даже понимания любого отдельного человека полностью исчезают с того момента, как индивидуум смешивается с массой людей”. внушение или влияние. Речь идет о своего рода воздействии на сознание: какое-то приказание или сообщение с убеждающей силой заставляют принять некую идею, эмоцию, действие, которые логически человек не имел ни малейшего разумного основания принимать. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения. Внушение или влияние — это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. Оба предполагают: • уход от логического мышления, даже его избегание, и предпочтение алогичного мышления; • раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни.
Причины появления масс: 1) Так и внушение или влияние властны превращать личностей в массы, но они извлекаются из глубины здравого смысла и заявляют о себе, они становятся центральной темой психологии толпы, лишь когда они ширятся и приобретают определенный размах. 2) Экономич.причины (капитал) 3) Переход от традиции к модернизму 4) Культурные причины(массовая культура, стандартизированными становятся мысли и чувства Концепция общества классового и массового. Концепция общества классового - Маркс и Вебер.толпы являются явными признаками нового общественного порядка, которые ясно обнаруживают раздробленные и обнищавшие массы, обратившиеся против гнета бюрократии капитала.Сосредоточивая людей, концентрируя машины, он обобществляет производительные силы, превращает общество в гигантский рынок, где все покупается и все продается, включая труд. Тем самым он создает неизвестный до того времени класс — класс пролетариев. Можно принимать или отвергать эту концепцию, безусловно одно: она рассматривает классы как активные действующие силы истории. А среди них выделяется один класс — пролетариат, глашатай современности и главная фигура будущей революции. Концепция общества массового (необходимо главным образом упомянуть Ле Бона и Тарда, обозначивших ее в основных чертах).В этой концепции те эпифеномены и шлаки, о которых я только что говорил, как раз и составляют существо дела. Действительно, снятые с креплений, лишенные привилегий по рождению и по званию, дезориентированные бесконечными переменами, приставшие друг к другу люди и создают невероятный простор для разрастания тех человеческих туманностей, которыми являются толпы. Разумеется, толпы существовали всегда, невидимые и неслышимые. Но в этом своеобразном ускоренном движении истории они разорвали путы. Они восстали, став видимыми и слышимыми — и даже несущими угрозу существованию индивидов и классов из-за их тенденции все перемешивать и все обезличивать. Управление массой: 1)учитывать иррациональную сущность массы(воздействовать на эмоции) 2)найти вождя(он может действовать рационально в отличие от толпы) 3)разбудить их память (прошлый опыт)
НЕМНОГО О С. Московичи в книге "Век толп" отмечает: Соц.группа- устойчивая самовозобновляющаяся система солидарных соц. связей. Признаки соц.группы: 1)наличие единых общегрупповых целей 2)единые нормы,традиции,обычаи, правила (культурные регуляторы) 2.1 референтность группы (значимость группы для личности) 2.2появление группового «МЫ» 2.3 конформизм соц.группы(вынужденное или добровольное принятие мнения и норм группы) В трёх основных признаках проявляется конформизм: 1.Индвид,испытывая групповое давление,меняет свою точку зрения. 2.Индивид,стараясь укрепить группу, сознательно подчиняется её мнению. 3.Индивид,не имевший своего мнения по данному вопросу, принимает мнение(нормы) соц.группы «+» конформизм усиливает солидарность группы «-» ошибочное мнение группы становится непререкаемым. 3)признак солидарных соц.действий и взаимодействий- «Мы действия» 3.1 групповая мотивированность действий проявляется во взаимодействии с партнёрами по группе и с представителями других групп 3.2 институализация солидарных связей в группе -солидарные действия становятся устойчивыми и самовозобновляющимися -появление структуры группы Структура соц.группы.В группе возникают устойчивые статусы и роли,а также нормы группы. Формальная структура-закреплённая официально статусы,нормы,роли Проявление неформальной структуры: 1) неформальные нормы осуществления формальных функций(руководитель похлопал по плечу работника 2) неформальная структура группы,дополняющая формальную или противостоящая её 3) неформальные взаимоотношения участников группы,не связанные с групповыми целями
|