Особенности социол.анализа культуры.Осн.признаки культуры
К-ра- это характерный для данного об-ва образ мысли и образ действия. Эволюция понятия культуры(этапы): 1. восприятие слова в с/х деятельности(Цицерон) 2. то, что противостоит природе(эпоха Просвещения).2 аспекта: 1)природа-первоначальное несовершенное состояние окруж.мира(человека).К-ра- это приобретение, совершенствование окруж.мира. 2) Руссо:природа-идеал гармонии, совершенство;К-ра-искусственное создание, кот. портит, уничтожает человека. 3. в 19в. Сопоставляют к-ру с цивилизацией: 1) Шпенглер(«Закат Европы»):цивилизация-это закат, гибель к-ры.2)Данилевский,Тойнби: цивилизация-ступень в развитии об-ва, на кот. люди регулируют свою жизнь преимущественно благодаря к-ре. К-ра-это ядро цивилизации 4. конец 19в.-нач.20в. (Дюркгейм,Вебер,Зиммель) Социолог.подход:к-ра-это особый способ регуляции поведения людей при помощи традиций, норм и т.д. Особенности к-ры как соц. явления. Социальное-система ожиданий. Культура это: § сверхприродное в окруж.среде и в самом ч-ке(в нее входит то, что создал ч-к(наука,техника, религия).Свойства ч-ка, приобретенные социально, не передающиеся по наследству) § то,что порождается сознанием § В к-ре воплощается в практич. деятельности людей:1)в образцах деятельности(поведенческие стандарты);2)в продуктах деятельности. § В к-ре всегда фиксируется историч.опыт людей § Коллективный продукт
12.Ценности как соц.феномен. Основные виды и функции ценностей. Ценности-выработанные общ-вом представления о желательном, предпочтительном для соц.субъекта. Они являются наиболее общим регулятором поведения. Регулятивная функция ценностей включает аспекты: 1.ценности являются общими критериями оценки; 2.они определяют смысл деятельности ч-ка; 3.они задают общие направления деятельности ч-ка; 4.они побуждают ч-ка к деятельности. Виды ценностей: 1)Базисные(нравственные)-общие представления ч-ка об основах взаимодействия(добро, милосердие и т.д.) 2)общечеловеческие (жизнь,мир,здоровье,семья) и специфические(отличающие одно об-во от другого или одну группу от др. Например:верность вождю) 3)Ценности-цели(предпочтительно для ч-ка-карьера,знания) и ценности-средства (инструментальные-определяют то,чем должен обладать ч-к,чтобы достичь цели-образование) Ядов,Расич исследовали основания для всех ценностей. 4)потребностная классификация: 5)институциональные ценности (прибыльность,собственность, власть, выборность) 6)ценности различн. соц. общностей (демографические,профессиональные) 13.Конфликт ценностей и пути его преодоления. Виды конфликта: 1.внутриличностный 2.между субъектами(межличностный, межгрупповой и т.д.) Пути преодоления: 1)нахождение общей ценностной базы 2)признание у оппонента права на иные ценности 3)дифференциация ценностей по различн. Соц. общностям и институтам 4)иерархизация ценностей 14.Социальные нормы, их классификация. Соц.норма-конкретный образец или правило поведения. Виды норм: универсальные и специальные. 1)Универсальные делятся на: моральные и правовые, пожелания и указания, поощрения и запреты. Это нормы, применяемые во всех типах соц.связей. Имеют 2 главных регулятора: мораль и право. У моральных и правовых норм различные источник нормотворчества: общ-во и гос-во. Нормы пожелания и указания выделяются в зависимости от обязывающей силы нормы. 2)Специальные делятся на институциональные и групповые. Это нормы, применяемые в различных соц.институтах или группах. Механизм действия норм: 1.следование норме из-за ожидания санкций 2.хабитуализация норм(привычное соблюдение норм, «сила привычки») 3.сознательное принятие норм 15.Социальные санкции. Их виды и особенности санкционирования. Санкции-способы реагирования общ-ва на поведение индивида или группы, связанные с соблюдением норм. Виды санкций: 1.позитивные или негативные 2.формальные или неформальные Механизм санкционирования: 1)непосредственное применение санкций 2)экспектации(ожидания) 3)девальвация санкций(перестает действовать) Девальвация санкции может быть в случаях: санкция озвучена, но крайне редко применяется; применяется не по адресу; применяется недозированно.
16.Девиантное поведение. Теории девиации (Э.Гидденс). Девиация(отклонение)-несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в обществе. Все социальные нормы сопровождаются санкциями, защищающими их от некомформности. Санкция-люб. реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы. Цель этой реакции-гарантировать выполнение соц.нормы. Биологические и психолог.теории преступления и девиации. Брока: в строении черепа и мозга преступников он видит особенности, отличающие их от законопослушных граждан. Чезаро Ломброзо:большинство преступников биологически дегенеративны и деффективны. Ричард Дайгелл: сравнивал кланы Дюков и Эдвардсов. Шелдон выделил 3 физических типа человека: 1.прямо связан со склонностью к правонарушению(мускулистый, активный тип-мезоморф); 2.Ч-к субтильного телосложения (эктоморф); 3.Ч-к более полной комплекции (эндоморф) Преступление и психопат.личность. Теории связаны с опред.типом л-ти, самоограничение, идеи Фрейда:у небольшой части людей развив-ся «аморальная»(психопатическая) л-ть. Психопаты-замкнутые в себе люди, находящие удовольствие в насилии как таковом. Но они могут быть героями, путешественниками, карточн.игроками и т.д. Социологические теории. Подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в разл.соц.контекстах. Дифференциация ассоциации. Эдвин Х.Сазерланд: в об-ве содержится много субкультур, нек.соц. сообщества поощряют противозаконные действия, а др.-нет. Согласно ему криминальное поведение усваивается преимущественно в первичных группах, в частности, в группах сверстников. Аномия как причина преступления. Мертон исходил из концепции аномии(Дюркгейм) и создал теорию девиации,получившую общее признание. В совр.об-вах традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Аномия-напряженность, возникающая в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с соц.реальностью. Он выделяет 5 возможных реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием соц-но одобряемыми ценностями и ограниченностью ср-в их достижения(конформисты, инноваторы, ритуалисты, ретриалисты, бунтари). Теория стигматизации(клеймение). Отклонение не как некий набор характеристик индивида, а как процесс взаимод-я между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Сначала наступает первичное отклонение, а затем вторичное(индивид принимает клеймо и воспринимает себя как преступника). Ни одно действие не является изначально преступным. Рациональный выбор и ситуационная интерпретация преступлений. Суть подхода-люди сами выбирают преступные действия, а не принуждаются к этому внешними влияниями. Ч-к сам делает выбор.
|