Специфика и.м.: 1)существует только в открытом об-ве 2)наряду с соц.мобильностьюна индивида действуют силы соц.воспроизводства. п-сс инфильтрации индивида в нов.соц.слой: 1)в об-ве сущ-ютбарьеры, кот.мешают проникновению индивида в нов.соц. слой. Эти барьеры м.б.связаны с: недостаточностью ресурсов, кот.обладает индивид(деньги,талант); силами отталкивания новой субкультуры; наличием соц.лифтов, позволяющих индивиду проникнуть в соц.слой. Условия инфильтрации: 1.мотивация индивида на достижения; 2.способность индивида мобилизировать необх.ресурсы;3.победа в конкурентной борьбе; 4.необходимость преодоления сил отталкивания нов.субкультуры.
47.Маргинальность (Парк,заметки на полях книг)-инд,кот утратил принадлежность к какой-либо группе и при этом полностью не вошел в др группу.Модели:1классическая(покидает старую группу,пытается воити в новую)2обратная модель(вначале духовный разрыв,а затем выход из этои группы) Для м характерны:апатия,пассивность,смирение,гиперактивность,лидерство.
48.Общ-во. Признаки:Территория,на кот происходит формир соц связеи,устоичевость общества,универсальность,самодостаточность(автономность,общ-во регулир преимущественно изнутри)Интегративность(способность общ-ва включать в уже сложившееся связи какие-то нов элементы).Общ-во-территориально-локализованная устоичевая,универсальная,сомодостаточная высокооинтегрированная сстема соц-х связей(по Парсонсу)
49.Теория соц изменений. Х-р:1.эволюционный(Конт,Спенсер,Дюокгейм,Вебе.19-пер пол20.Человечество рассматр как един целое,поэтому ведется поиск общих законом развития.Изменения происходят линеино и однонаправлено,имеют необратимый,постоянный характер,изм-е в процессе накопления,включает опр стадии,источник изменений внутри самого общества и отждествляются с прогрессом)2.неоэволюционный(середина 20 века.Парсонс.Идеи:1.следует различать 2 вида соц измен изменения состояния и структуры, и изменение ценностеи и норм. Осуществляется по эволюц модели2.Идея прогресса заменена увелечинием способности системы к адаптации3.По мере увелич адаптивных способностеи общ-во проходит 4 стадии:примитивная, продвинуто-примитивная,промежуточная,современная)3.циклический(Данилевский, Шпенглер, Тоймби,Парето,Сорокин. Идеи:1Человечество многообразно2разв-ие Мб разнонаправленным3периодически происходит возврат к проиденным стадиям,но на качественно ином уровне4.Возможен периодический упадок и гибедь конкрет обществ)
Представители эволюц: Конт.Закон 3х стадии(теологическая,метафизическая,позитивная)Источник-прогресс знаний. Спенсер(исп идеи Дарвина)Закон соц-ои эволюции. Дюркгеим- Переход от механич к органическои солидарности «источник разделения труда». Вебер. Переход от традиционного общества к индустриальному.источник изм-ий-изм-я доминирующих типов мотивации.Критика классич эволюционизма:нет общеи логики истории,развитие может иметь нелинеиный и разнонапр х-р,источник изм-ий м б и внешним, посмотр что это, эволюц нельзя отжествлять с прогрессом.
44.Г.Моска считал, что "Правящий класс" – это класс, который осуществляет все политические функции, монопольно владеет властью и пользуется ее преимуществами. Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому классу, к элите – военная доблесть, богатство, священничество. три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя – наследование, выборы, кооптация. В зависимости от того, какая тенденция преобладает, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление. Первую тенденцию Г. Моска назвал аристократической, вторую – демократической. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.
50.П. Штомпка трактует время как «он выделяет два вида времени: «количественное»(вспомнить эпоху возрождения,часы) - физическое время (часы, календари) и «качественное» - социальное, которое регулируется обществом и является ресурсом, который можно потреблять, экономить и распределять Штомпка трактует время качественное.Каждый индивид по-разному воспринимает время(прошлое,настоящее, будущее)Первобытное общество-циклическое,крестьянское-линеиное. Функции социального времени: синхронизация активности, координация, последовательность, своевременность, измерение, дифференциация. Кант, рассмат как универсальный человеческий путь упорядочения опыта, форму нашей чувственности, первичную "когнитивную категорию". Дюркгейм.: время - "социальный факт", или "коллективное представление", эманация ("излучение", "истечение") коллективного опыта и социальной организации общества. И как таковое, оно социально "конструируется". Социальный характер времени предполагает, что это не субстанция, не специфическая форма бытия, ряд связей, упорядочивающих последовательность и ритмичность социальных событий. Питирим Сорокин и Роберт К. Мертон анализировали социокультурное время, еще теснее связывая его с проблематикой социальных изменений. Авторы выделили качественную и релятивистскую природу времени, которое никогда не бывает лишь нейтральной количественной шкалой для измерения трансформаций. Точки отсчета для измерения времени выбираются среди событий, социальная значимость которых зависит от проблем, преобладающих в разных обществах
Социальное время характеризуется темпом протекания, необратимостью и направленностью (идет от прошлого через настоящее к будущему).
51.Ф-ции соц.времени.Время в сознании и в культуре.Теоретические традиции в изучении времени.
Соц. время – характеристика соц. процессов. Время – универсальная характеристика наряду с пространством.
2 контекста времени:
Общие свойства (последовательность, протяженность)
Специальные
2 ипостаси:
Качественное время (внутр. Характеристика событий) – это время в событии
Количественное (внешняя) – это событие во времени
Шкала времени
· Естественный х-р
· Социальный х-р
Естественное – отделить время от конкретных событий, определить кол-во часов в сутках
Социальный – разделение на мин и сек.
Восприятие времени:
Индив-псих
Социокультурный (временной профиль)
Время в культуре:
Перв об-во – время циклично
Новое время – линейно
Средний класс ориентирован на будущее, волюнтаризм – ты сам все решаешь.
Вр. Ожидания:
1. Синхронность – своевременность
2. Координация – согласованность
Время – экономический ресурс.
Традиции в изучении времени
Исторически первым идею соц времени выдвинул Кант. Время – когнитивная теория для упорядочивания действий.
Следующий – Дюркгейм. Время – соц. Факт, вещь. То, что придумали начинает воздействовать на нас. Значение времени – упорядочивать.
Сорокин и Мертон – дифференциация времени.
Гурвич – гетерогенность врмени – разнородность.