Объективная психология В.М.Бехтерева
Основателем рефлексологии был Бехтерев, изложивший план ее построения в своей статье «Объективная психология и ее предмет». В основе рефлексологической теории находилось положение о том, что нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями. В связи с этим предметом изучения для рефлексологии становятся все рефлексы, протекающие с участием ГМ («соотносительная деятельность»). Рефлексологи стремились использовать исключительно объективные методы как твердую точку опоры для научных выводов. Рефлексология стремилась рассматривать психическую деятельность в связи с нервными процессами, привлекая для объяснения материалы физиологии ВНД и широко используя богатый фонд неврологических исследований Бехтерева.
Бехтерев «Объективная психологи и ее предмет» Рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс (вслед за Сеченовым), т.к. нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями. Метод исследования – анализ сочетательно-двигательных рефлексов, доступных для внешнего наблюдения и регистрации, а не интроспекция. Ô объективная психология и рефлексология Выдвинул и проводил идею комплексного (междисциплинарного) изучения человека,которая реализовалась в два этапа: v Комплексные экспериментальные исследования, в которых человек выступал бы предмет изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии. v Анализ и осмысление на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. Это требовало глубокого анализа различных форм человеческой активности – именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии и т.д. Бехтерев не ограничивался анализом индивидуального поведения человека. Признавая связь поведения одного человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи Ô основал новое направление психологического исследования социальная (общественная) рефлексология. Предпосылки процессов социальной интеграции он видит в «социальных инстинктах», которые «приводят даже животных одного и того же вида к совместной жизни стадами». Важным стимулом объединения людей в группы является, по Бехтереву, их «взаимная нуждаемость» друг в друге, проявляемая в филогенезе в виде необходимости «объединения сил для целей нападения и защиты», а в ситуации совместной деятельности – в конкретных формах взаимного дополнения индивидами друг друга, распределения функций и усилий для достижения поставленной цели. В число факторов, объединяющих людей в группы, он включал также общение, проявляющееся в разных формах – в виде взаимного подражания, внушения, убеждения. Бехтерев организовал лабораторию экспериментальной психофизиологии в1885 (после возвращения из Лейпцига, где учился у Вундта), которая позднее преобразовалась в институт изучения проблем мозга и психической деятельности.
|