Лексические особенности
· профессиональная терминология · стандарты · сложносокращенные слова · сложные слова (напр. грантополучатель) · аббревиатуры (они делят читателя на свой/чужой) · документы часто понятны только ограниченному кругу читателей
Морфологические особенности · именные части речи преобладают над глаголами; активные отглагольные существительные (исполнение, несоблюдение) · существительные, обозначающие должности, употребляются только в м.р., независимо от того, о ком идет речь (исполнитель, работник) · большое число производных предлогов (в целях, в течение, в продолжение, в связи с тем что)
Синтаксические особенности · чаще ССП, чем СПП · множество инфинитивных и безличных предложений · страдательные конструкции · синтаксис отличается строгостью и определенным порядком слов · нет оценочных конструкций
Сфера функционирования, жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Специфика языка радио и ТВ. Публицистический стиль обслуживает сферу политики, используется для передачи социально- и политически значимой информации. Это язык газет, радио и ТВ, комментариев к документальным фильмам, выступлений на собраниях, митингах и т.д. Это самый пестрый и мозаичный из всех книжных стилей. Он рассчитан не только на сообщение, но и на эмоциональное воздействие àосновной стилеобразующий фактор – чередование экспрессии и стандарта. Основные черты стиля: · актуальность проблематики, · острота и яркость изложения, · образность и страстность,
Выделение подстилей затруднительно. Ядро – газетно-журнальная разновидность. Переферия – язык ТВ и радио. Во всех трех разновидностях в наше время увеличивается доля развлекательных материалов. Публицистика – совокупность текстов, своеобразных по форме, средствам воздействия и с широким жанровым диапазоном.
Пестрота стиля связана с его жанровым многообразием. Классификация Грабельникова (?): · информационные · аналитические · художественно-публицистические
По степени выражения авторского Я: · заметка – акцент на сообщении информации, слабо выражено Я · очерк – образ автора более индивидуализирован, события не только воспроизводятся, но и служат поводом для авторских размышлений, постановки проблемы · репортаж – дает представление о событии, участником которого был автор à возможна и необходима авторская оценка происходящего, личное отношение к событию Авторское Я может выражаться прямо и в подстексте.
|