Классические концепции воспитания (на выбор)
Спартанская система В. цель подготовить воина — члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-гос-во) брал на себя В. и обучение подраставших спартиатов. 3 этапа. 1.(7—15 лет) - навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание,(ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость В. мальчиков, кот. приучали к аскетическому образу жизни, и немногословию. В 14 лет, пропуская через жестокие физ.испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.2 этап В. (15-20 лет) - минимальное обуч.грамоте, пению и музыке. Способы В. ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физ. наказывая тех, кот.терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.3 этап(20-30 лет) статус полноправного члена военной общины. В результате всех этапов В. воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и др.оружием того времени. Однако спартанская культура В. оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве. Восп.традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физ.м упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи». Идеал В. - выносливый, смелый, не жалеющий врага воин. Сильный, послушный и бесстрашный. Слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу. Все дети, которым только исполнилось 7 лет, собирались вместе и делились на отряды, «агелы». Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время др. с др. Начальник «агелы» самый понятливый и смелый в гимнастических упражнениях. Остальные исполняли его приказания и подвергались от него наказанию, (школа послушания). Старики нарочно доводили до драки, ссорили их,узнавали характер каждого. с малых лет приучали отличать хорошее от дурного и судить о поведении граждан. В ответе должна была заключаться и причина, и док-во, но в краткой, сжатой форме. Эмпирико-сенсуальные концепции В. и Обр. Джона Локка Джон Локк (1632-1704). Пед. трактат "Мысли о воспитании", сочинение "Об управлении разумом".
Самое главное в человеке - В. физическое, умственное и нравственное. Конечную цель В. Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие В. должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.
Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного Обр.. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное В. джентльменов и ограниченное В.м трудолюбия и религиозности неимущих. Локк расширил границы сфер знаний, которые должен изучать джентльмен (бухгалтерия, счетоводство...), указал на необходимость преподавания навыков соц. поведения - "хорошие манеры и знание света". Обучение, по Локку - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. В "Мыслях о воспитании" (1693) содержится программа В. джентльмена, делового человека нового о-ва. Отдавая дань традициям светского В. - обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого "для деловых занятий в реальном мире". Для совершенствования разума Джон Локк считал необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Рекомендуемый им круг чтения содержится в его "Мыслях о том, что читать и изучать джентльмену" (1703) которые являются как бы библиографическим дополнением к "Мыслям о воспитании". Сюда он включил литературу по истории, географии, логике. морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма II речи и т.д. "Мысли о воспитании" открываются разделом о физическом развитии и воспитании ребёнка, и лишь после этого рассматривается умственное и нравственное. Локк считал, что физ. Труд - различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ - снимает усталость от учебных занятий, укрепляет здоровье. Проект "Рабочие школы" (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошк. учреждений и элементарных школ. Там должны обучаться началам ремесел, приучаться к трудолюбию. Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения. Локк оказали большое влияние на Спенсера. Идеи Дж. Локка, а еще раньше педагогические воззрения Я, А. Коменского, оказали определенное влияние на дальнейшее реформирование как классической, так и реальной систем Обр..
|