Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике
Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике (Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: «Академия», 2001) Философская антропология – М. Шелер, Г. Плеснер, О. Больнов Педагогическое человековедение – создатель Герман Ноль. Особенность – педагогика должна иметь свое собственное представление о человеке и развивать собственную форму антропологии, концентрируя в себе необходимые знания о человеке. Под этим Г. Ноль понимал комплекс знаний от сложных теорий до обыденных представлений. С помощью этих форм знаний о человеке можно систематически осмысливать действительную жизнь человека в интересах воспитания. Так педагогическое человековедение пытается понять в интересах воспитания человека через призму психологии, анатомии, физиологии, художественной литературы, искусства, экономики, политики и т.д. Принцип: человека можно понять, лишь идя к нему с различными путями. Задолго до появления антропологической проблематики в философии и педагогике на Западе Н.И. Пирогов, а после и К.Д. Ушинский ввел понятия «педагогическая антропология» и «круг антропологических наук». Тезис: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Ушинский рекомендовал воспитателю «узнать человека в процессе воспитания, какой он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами, со всеми его великими духовными требованиями…» [Концепция Г. Ноля: ü Способности человека. Предметом воспитания является формирование воспитуемого согласно его возможностям, одаренности, глубинному содержанию личности. ü Поиск призвания человека. ü «Духовное планирование». Воспитатель видит человека не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть с учетом его способностей. Огромную роль в этой ситуации играет доверие, которое необходимо между воспитателем и воспитанником. ü Самосовершенствование как самоосуществление. Дистанция между «реальным Я» и «идеальным Я» служит основой для саморазвития. ü Воля к самоосуществлению. Педагогическая антропология понимает воспитание как развитие индивидуальных способностей, присущих человеку от рождения.] Педагогическая деятельность в педагогической антропологии – это целостный процесс, направленный на целостное развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлении, взаимосвязанных между собой. «Новый» педагог – обладает фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества. Творческое участие в педагогическом процессе и восприятие ребенка как равноправного участника этого процесса. Развитие идей педагогической антропологии: П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский. Современность – исторический аспект (Б.М. Бим-Бад), актуальный (В.А. Сластенин). В настоящее время антропологический принцип – один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание – стержень профессиональной подготовки учителя. Педагогическая антропология сегодня – интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса. Объект – отношения человек-человек. Предмет – ребенок как участник воспитательного процесса. Антропологически безупречные педагогические системы Дидактические системы Л.В. Занкова и Ш.А. Амонашвили, воспитательные системы В.А. Сухомлинского и А.И Мещерякова, «коммунарская педагогика» и организация коллективной познавательной деятельности и др. Антропологически безупречная система характеризуется высокой воспитательной эффективностью. Дети и взрослые, создающие подобные концепции и включенные в их реализацию, развиваются целостно. Их индивидуализация и социализация осуществляется гармонично. Каждый из них чувствует себя субъектом своей собственной и окружающей жизни, каждый готов к самосовершенствованию. Особенности антропологически безупречного воспитания: ü Осознанная постановка гуманистических целей ü Антропологическая ориентированность – акцентирование на развитии человека (и ребенка, и взрослого, и ученика и учителя) ü Целостность и продуманность всех компонентов системы ü Четкая организация педагогического процесса ü Высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания Антропологически безупречные педагогические системы: ü Поддерживают свойственную детям активность ü Опираются на их жизненный опыт ü Прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей ü Организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями ü Создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия ü Бережно относятся ко времени ребенка
|