Студопедия — Концепция внимания по Джеймсу. Преперцепция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепция внимания по Джеймсу. Преперцепция






Сознание и внимание в концепции У.Джемса: метафора ≪потока сознания≫;

У.Джемс, в отличие от В.Вундта и Э.Титченера, настаивал на том, что само по себе сознание — не сумма отдельных элементов, а ≪поток≫, подобный ручью, который течет по широкому цветущему лугу или реке, про которую никак нельзя сказать, что она ≪состоит исключительно из стаканов, кварт, ведер, бочек и иных

мер емкости≫ [26, 126]. Сейчас понятие ≪потока сознания≫ стало общим местом не только в психологии, но и в художественной литературе. А для психологии эта метафора У.Джемса стала отправной точкой для описания и выделения новых свойств сознания, упущенных из вида структурной психологией. У.Джемс выделил четыре таких свойства. Индивидуальность. По словам классика, ≪каждое "состояние

сознания" стремится быть частью личного сознания≫, всякая мысль или представление принадлежат данному человеку,связаны с его мыслями и представлениями и не принадлежат втом же самом виде никому другому. Единственная возможность≪прикоснуться≫ к чужому потоку сознания — литературные описания,

наиболее яркое среди которых можно найти в романе Дж.Джойса ≪Улисс≫, одном из самых загадочных романов XX в. Изменчивость и связанная с нею неповторимость: содержания сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не может быть воспроизведено в точности — так же, как, согласно

древнегреческому мудрецу, ≪нельзя войти дважды в одну и ту же воду≫. Даже ощущения от одного и того же'предмета никогда не могут в точности повториться: мы видим этот предмет то в тени, то на солнце, то в радостном настроении, то в печальном. Оттого каждое новое состояние сознания уникально. Конечно, состояния сознания бывают более или менее устойчивыми. Последние У.Джемс уподобляет птичке, которая перепархивает с одной ветки на другую, никогда не оставаясь на месте. Непрерывность. Подобно реке, текущей то по равнине, то по камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек засыпает и вновь пробуждается. Конечно же, в сознании могут наблюдаться своего рода временные ≪пробелы≫: каждому случалось засыпать вечером и просыпаться утром, впадать в состояние прострации, а кому-то доводилось даже терять сознание. Однако очнувшись, человек обладает все тем же сознанием, каким обладал прежде, он продолжает оставаться все той же личностью, и сознание этой личности ≪течет≫

во времени, словно поток. Возьмем отрывок из последней главы романа Дж.Джойса, где ≪поток сознания≫ впервые появляется как художественный прием. Избирательность, сознание не может вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека, как бегущий по лугу ручей не может заполнить весь луг. Любой поток всегда обладает направленностью, всегда избирает направление, в котором будет течь.

Чтобы пояснить особое значение последнего из перечисленных свойств сознания в познании человеком окружающего мира, У.Джемс вводит принцип ограниченности сознания: ≪...впечатления внешнего мира, исключаемые нами из области сознательного опыта, всегда имеются налицо и воздействуют так же энергично на наши органы чувств, как и сознательные восприятия. Почему эти впечатления не проникают в наше сознание — это тайна, для которой принцип "ограниченности сознания"... представляет не объяснение, а одно только название≫. Направленность внимания. Его сдвиги, переключения и отвлечения

Стремясь проникнуть в тайну избирательности сознания, У.Джемс обращается к рассмотрению ее механизма, о котором нам предстоит отдельный разговор. Пока же заметим, что из избирательности внимания следует его определенная направленность — способность выделять тот или иной предмет или представление в качестве объекта внимания. Это неотъемлемое свойство любого акта внимания, равно как и любой человеческой деятельности.

Для оценки избирательности внимания немецкий психолог Хуго Мюнстерберг (1863 — 1916), приглашенный У.Джемсом из Германиина пост директора психологической лаборатории Гарвардскогоуниверситета, разработал методику, получившую его имя.В этой методике человеку предъявляют сплошные ряды букв, средикоторых спрятаны слова (рис. 2.8). Задача состоит в том, чтобынайти и подчеркнуть эти слова, выделив их из общей массыбукв. Подобные задачи нередки в детских журналах: каждому вдетстве доводилось подолгу разыскивать на картинках животныхи птиц, которых художник ≪запрятал≫ в зарослях джунглей. Впрочем,в тесте X. Мюнстерберга психолог может оценить не только качество, но и скорость выполнения задания, за которой будетстоять уже не просто избирательность, но переключаемость внимания.

В реальной жизни внимание всегда на что-то направлено, оно не может обойтись без объекта, но и удерживаться на одном объекте в течение длительного времени тоже не может. Подобные непроизвольные изменения направленности внимания получили название ≪сдвигов внимания≫. Так обычно перед сном

бегут в голове мысли: одна мысль сменяет другую, и ни на одной из них мы подолгу не задерживаемся.

Но человек может изменить направленность своего внимания и произвольно. Такие изменения направленности в психологии называют переключением внимания. Человек вынужден постоянно переключать внимание, когда обстановка изменчива, когда в йей появляются новые потенциальные объекты внимания, и необходимо не упустить ни одного из них. Переключая внимание от одного студента к другому во время экзамена, преподаватель следит за тем, чтобы студенты не списывали. Когда человек после работы

сидит на диване и, казалось бы, одновременно слушает новости по радио и рассказ жены о сделанных ею покупках, ему тоже приходится переключать внимание то на один из источников информации, то на другой.

Наконец, изменение направленности внимания, связанное с его перенаправлением на внешние факторы, не имеющие отношения к поставленной задаче, называется отвлечением внимания. Обычно отвлечения внимания наблюдаются, когда отвлекающие стимулы появляются неожиданно. При этом они либо достаточно

интенсивны, чтобы непроизвольно привлечь внимание, либо вызывают у человека интерес и, соответственно, ориентировочную реакцию (о ней мы будем говорить чуть дальше). Например, когда школьник выполняет домашнее задание по математике в комнате с работающим телевизором, и вдруг по телевизору начинается

смешная юмористическая программа, школьник начинает часто отвлекаться от задач, и количество допускаемых им ошибок резко возрастает. Не исключено, что его внимание при этом устойчиво, и только вмешательство внешних факторов ведет к снижению продуктивности его деятельности.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия