Разобраться в сути этого, а с ним и других околонаучных мифов нам поможет психология, в частности взгляды известного русского учёного В.М. Бехтерева. Ещё в начале ХХ века Бехтерев призывал историков и социологов очень внимательно относиться к внушению, «иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и частью даже недостаточное освящение» (Цит. по: Хоменков. // Шестоднев против эволюции… С. 74). Психология говорит, что внушение наиболее успешно действует в случае, когда человек испытывает «доверие к тому, кто внушает» (Шингаров Г. Х., 1994. С. 30). В настоящее же время современное безрелигиозное общество испытывает доверие к тому, кто выступает от лица науки, являющейся для многих неоспоримым авторитетом. Неважно, что будут от её имени говорить, важно, чтобы это выглядело научным образом. «Мы часто не в силах, - говорит некий учёный, - сбросить иго чужого мнения и власть особого внушения, которое я бы назвал гипнозом научной терминологии. Пусть нам предъявляют непонятные и невероятные вещи, но если говорят с учёным пафосом… мы уже слепо верим, боясь быть изобличёнными в невежестве» (Марцинковский В.Ф. Наука и религия. М.,1989. С.15). В этом скрыта внутренняя сила всяких псевдонаучных теорий и гипотез. Как писал Бехтерев, «сила личности обратно пропорциональна числу соединённых людей. Этот закон верен не только для толпы, но и для высокоорганизованных масс» (Цит. по: Хоменков А. Указ. соч. С. 75).
Другими словами, «относительно высокий интеллектуальный уровень отдельно взятых представителей» общества «не является препятствием для распространения околонаучных мифов» (Там же), поскольку «сила внушения возрастает в коллективе» (Неманов И.Н., Рожнова М.А., Рожнов В.Е. Когда духи показывают когти. М, 1969. С. 251). Ещё в древней Греции бытовала поговорка: «Один отдельно взятый афинянин – это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания… уже имеешь дело со стадом баранов» (Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. С. 37). Также и современные психологи утверждают: «Чем больше организация, тем неизбежнее её спутниками выступают безнравственность и не желающая ничего видеть глупость» (Одайник В. Психология политики. М.: Ювента, 1996. С. 52).
Особенно большое влияние на распространение псевдонаучных мифов могут оказывать научные и образовательные учреждения, особенно на детей, поскольку, как писал тот же Бехтерев, не сформировавшееся детское сознание обладает поразительной внушаемостью, «которая усиливается авторитетом учителя, играющим в деле внушения огромную роль» (Хоменков А. Указ. соч. С. 76). Кроме того, оказывает на детское сознание и авторитет науки, от имени которой учитель якобы выступает. Поэтому большинство учащихся средней школы, не в силах противостоять столь весомому авторитету взрослых, «впитывает содержание… околонаучных мифов, глубоко о нём не задумываясь». Результатом этого «бесконтрольного вторжения в сознание» является то, что «личность не в состоянии становится отвергнуть эту псевдонаучную ложь, даже когда очевидна её нелепость» (Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. С. 13).