Какую роль играет идеал в психическом и личностном развитии человека?
Отношения людей в сфере общения, трудовой деятельности, Учения и игры опосредованы сложившимися в обществе правилами, которые в социуме представлены в виде обязанностей и прав. Каждый человек лишь в том случае будет чувствовать себя достаточно защищенным в условиях реальности социального пространства, если он примет за основу своего бытия существующую систему обязанностей и прав. Конечно, значения обязанностей и прав обладают такой же пульсирующей подвижностью в общественном сознании людей в процессе истории, как и всякие другие значения. Но в сфере индивидуальных смыслов обязанности и права могут обретать ключевые позиции для жизненных ориентаций человека. В свое время Ч. Дарвин писал: «Человек — общественное животное. Каждый согласится с тем, что человек — общественное животное. Мы видим это в его нелюбви к уединению и в его стремлении к обществу». Человек зависит от общества и не может обойтись без него. Как у социального существа, у человека сформировалось в его историческом развитии могущественное чувство — регулятор его социального поведения, оно резюмируется в коротком, но могущественном слове «должен», столь полном высокого значения. «Мы видим в нем благороднейшее из всех свойств человека, заставляющее его без малейшего колебания рисковать своей жизнью для ближнего или после должного обсуждения пожертвовать своей жизнью для какой-нибудь великой цели в силу одного только глубокого сознания долга или справедливости». Социальное качество человека — чувство долга — формировалось в процессе построения идеалов и реализации социального контроля. Идеал — норма, некий образ того, как человек должен проявлять себя в жизни, чтобы быть признанным обществом. Однако этот образ весьма синкретичен, трудно поддается вербальной конструкции. И. Кант в свое время высказывался весьма определенно: «...Мы должны, однако, признать, что человеческий разум содержит в себе не только идеи, но и идеалы, которые...обладают практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков... Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте — суть идеи. Но мудрец (стоиков) есть идеал, т. е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравняться с ним». Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные черты; образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием (Рубинштейн С. Л.). Нравственный идеал — представление о всеобщей норме, образце человеческого поведения и отношений между людьми. Он прорастает и развивается в тесной связи с общественными, политическими и эстетическими идеалами. В каждый исторический момент в зависимости от идеологии, возникающей в обществе, от направления движения общества нравственный идеал меняет свои оттенки. Однако общечеловеческие ценности, отработанные в веках, остаются в назывной своей части неизменными. В индивидуальном сознании людей они выступают в чувстве, называемом совестью, определяют поведение человека в обыденной жизни. Нравственный идеал ориентирован на большое число внешних составляющих: законы, конституцию, обязанности, непреложные для конкретного учреждения, где учится или работает человек, правила общежития в семье, в общественных местах и многое другое. В то же время нравственный идеал имеет индивидуальную направленность в каждом отдельном человеке, обретает для него уникальный смысл. Идеал как фактор и условие развития личности особенно необходим в подростковом периоде, так как, опираясь на него, подросток самосовершенствуется. Идеал имеет внешние качества (форма тела, одежда, прическа) и внутреннее содержание (цели, личностные качества). Развитие идеала идет от внешней формы к его внутреннему содержанию. Без сформированного идеала (вдохновителем которого могут быть люди из близкого окружения, литературные герои и т. п.) невозможна деятельность самосовершенствования, столь важная в отроческом периоде. Таким образом, идеал выступает как регулятор поведения в социуме и как фактор психического личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.
|