Студопедия — ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДОВЫХ СТРУКТУР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДОВЫХ СТРУКТУР






Композиция среды как формальная эстетическая организация её визуальных компонентов. Комплексная система оценок содержания средовой композиции, средства и уровни ее формирования. Конфликтная ситуация как база становления композиционной идеи.

Слово "композиция" означает строение (в смысле - структура), соотношение и взаимное расположение частей, составляющих одно целое. В искусстве это толкование существенно осложняется, т.к. здесь взаимодействие, соподчинение частей образует художественно оправданную систему форм, вызывающую у зрителя (читателя, слушателя) задуманную автором эстетическую реакцию - ощущение покоя, желания действия или раздумий и т.д. В архитектуре и средовом дизайне результатом композиционной деятельности является ансамбль, "согласованность, стройность частей единого целого", что тем более трудно, поскольку части эти чрезвычайно разнородны по облику и функции и часто кажутся несовместимыми. Преодоление этих несоответствий, сведение внешне несводимого в целостность и есть цель и искусство композиции.

Целостность - интегральное свойство воспринимаемых зрителем (потребителем) средовых ощущений, выражающих в облике среды характер исполнения функциональных надежд, силу уверенности в технологических и эмоциональных возможностях их реализации, степень удовлетворения социальных ориентации и художественных предпочтений. Формализуется целостность в композиционной связности зрительных впечатлений (объемно-пространственных, цветовых и пр.), возникающих при контакте с произведением средового искусства. А поскольку они же несут и функционально-содержательную информацию о каждом элементе среды, получается, что любое визуальное соединение слагаемых среды в группы или последовательности образует информационный ряд, раскрывающий - через понимание и сопоставление единичных сообщений - рациональный "идейный" смысл целого. Т.о., зритель получает как общее представление о среде, так и частные сведения о всех ее составляющих. А степень ясности, "читаемость", выразительность этой системысигналов есть, в конечном счете, мерило качества композиционной деятельности проектировщика.

Иначе говоря, термин "композиция" можно трактовать и как определенное действие - сознательное выстраивание эстетических взаимосвязей между нужными автору компонентами (частями) художественного целого. А поскольку при этом работает проектировщик в первую очередь с формой слагаемых среды, видоизменяя ее по своему усмотрению так, чтобы появилась согласованная система форм, выражающая нужное ему содержание, то профессиональный разговор о технике и технологии средовой композиции должен дать ответ на два основных вопроса:

- что именно - в каких пределах и какое содержание может организовать, передать, сообщить зрителю средовая композиция;

- как, какими способами и средствами должно быть организовано это содержание, чтобы оно достигло зрителя таким, каким его задумал автор.

Правда, искать ответы на эти вопросы следует с учетом качественной разницы образующих средовые произведения базовых структур, каждая из которых традиционно тяготеет к приемам ремесла родственных им видов искусства, давно и успешно использующих свои технологии.

Первая из них - функциональная - формирует порядки, относящиеся к деятельности потребителя среды, фактически ориентируясь на законы сценической организации сути средовых процессов.

Вторая - пространственная, реализующая смысл места действия, большей частью лежит в русле архитектурных целеполаганий и, соответственно, архитектурной методики.

Для третьей - комплекса предметного наполнения - столь четких прототипов в мире искусства нет. Эта структура чрезвычайно многогранна по целям: она прежде всего прагматична (создает удобства), безусловно декоративна (дополняя своими формами облик пространственной ситуации), довольно эфемерна (из-за требований моды, частой смены технической базы, элементарной "физической" подвижности своих слагаемых). Видимо, в этом случае источником композиционных поисков должны служить разные сферы творчества - законы формирования декоративно-художественных ансамблей,принципы дизайнерской организации предметного мира и методы сценографии,оснащающей сценическое действо соответствующими "прикладными" формами.

Но все они, как вместе, так и порознь (несмотря на специфику своих композиционных ориентации), подчинены одним и тем же правилам "формальной" композиционной логики, отражающей укрупненные цели и порядки образования эстетических конструкций и лежащие в основе идей комплексности средового проектирования.

Напомним, что в произведении средового искусства любые варианты композиционно-зрительной организациисредовых форм выполняют три эстетически ориентированные функции:

заинтересовать, обратить набор отдельных частей в целое, выявить в этом целом эмоционально-чувственное содержание, близкое наблюдателю. А для этого зрительные компоненты должны:

- вступить в легко различимый зрителем конфликт (из-за противоречий цвета, размеров, контура и т.п.);

- образовать хорошо воспринимаемые глазом и лишенные недопустимых противоречий сочетания (визуальные "идеи" и "темы");

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДЫ

Эмоциональный климат процесса. Истоки и особенности художественного осмысления функциональной базы средовых состояний. Эмоциональная организация специфических форм среды. Эмоциональная ориентация среды - совокупность ожидаемых и фактических эмоционально-чувственных характеристик средовых компонентов (эмоциональная составляющая процессов деятельности, пространственные переживания, впечатления от облика и работы элементов оборудования и предметного наполнения) олицетворяет конечное представление о чувствах и настроениях, возникающих у потребителя в данном средовом комплексе. Эта категория - явление более сложное, чем масштабность (которая фактически входит в эмоциональный строй как одно из его слагаемых) и в целом стоит ближе к искомому результату средового проектирования, образу, т.к. синтезирует много больше показателей, нежели структура масштабных, т.е. прежде всего размерных построений.

Функциональное содержание среды отражается на ее эмоциональном климате через психофизиологические характеристики процесса деятельности. С этих позиций все богатство возможных эмоционально-чувственных представлений о различных реалиях жизни можно показать как сочетания четырех "предельных" эмоциональных состояний, четырех "векторов чувства", где на одной паре расходящихся от нейтрального центра полуосей противопоставляются начала торжественные, героические, монументальные - интимным, камерным, заземленным, а на второй - ощущения деловитости, целеустремленности, рациональности образуют противовес состоянию отдыха, расслабленности, погруженности в развлечения. Эти "полюсные" эмоциональные характеристики жизненных процессов, образующих среду, присущи им объективно и в общем повторяют эмоциональную направленность некоторых типологических форм среды:

· деловитость выражает дух промышленных объектов;

· отдых - суть рекреационных комплексов, парадность и торжественность свойственны значительным общественным сооружениям,

· камерность - отличительная черта жилых пространств.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия