Возникновение и развитие учений о правовом государстве
Проблемы правового гос-ва всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое гос-во? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?». Зачатки теории правового гос-ва в виде идеи господства права и закона в жизни общества, гос-ва, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым, подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций и лиц, действующих независимо от закона. Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над гос-вом. Мыслители 18-19 веков продолжили развитие идей правового гос-ва. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т.Гоббса, Д.Локка, французского философа правоведа Ш.Л.Монтескье, наших соотечественников А.Радищева, А.Герцена и др. В основных сочинениях Т.Гоббса проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в гос-во, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д.Локк, развивая идеи Т.Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового гос-ва – положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л.Монтескье развил далее, вслед за Локком теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Философское обоснование идеи правового гос-ва наиболее полно представлено в трудах немецких философов Г.Гегеля и И.Канта. В своих работах Г.Гегель дал понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым гос-вом. Такое гос-во по Гегелю характеризуется разделением властей. И.Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для гос-ва опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность, он обосновал идею свободы личности, значимость её защиты от гос-ва. И.Канта принято считать основоположником учения о правовом государстве. Вместе с тем Необх.отметить, что сам он понятие «правовое гос-во» в своих трудах не использует. Определенный вклад в теорию правового гос-ва внес французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо. В своих работах он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Гос-во по Руссо может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности. Словосочетание «правовое гос-во» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера (1813) и И.А.Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот, сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). С этого времени идея о правовом государстве более чем на столетия заняла умы германских ученых и политиков. К концу 20 столетия в конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, Росси, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное гос-ное образование яв-ся правовым.
|