Система взглядов Полибия
Полибий – самый земной мыслитель. У него есть сходство с Гоббсом. Полибий считал, что причина появления государства, объединения людей – в страхе (как у Гоббса), а не стремление к высшему благу (как у Платона) или к благородной жизни (как у Аристотеля). Полибию больше всего подходит титул первого политолога. У него – аристократическое происхождение. Полибий - сын главнокомандующего Ахейского союза. С 14 лет он сопровождал отца в походах и дипломатических миссиях. В 18 лет он уже командовал кавалерией. Затем Полибий как заложник, попавший в Рим, был принят в семью благоволившего к нему Сципиона, который в своё время разгромил македонского царя и захватил библиотеку. Как образованный человек, Полибий стал своим человеком в этой семье. Он был наставником Эмилия Сципиона. Пользуясь библиотекой, Полибий написал “Всеобщую историю”. Полибий стал посредником между Ахейским союзом и Римской Империей. Во взглядах Полибия есть серьезный философский аспект. В истории решающую роль играет судьба (предопределение). Однако есть сферы, где можно бросить вызов судьбе и изменить ее – это война и связанная с ней политика. Полибий выдвинул циклический подход к истории. Он выделял в истории массу и выдающихся людей. Массу он сравнивал с морем и морской волной, а выдающихся людей – с ветром, который приводит в движение эти волны. Формы власти сменяют друг друга в циклическом порядке. Из первобытного стада выделяется самый могущественный, который подчиняет всех, следовательно, возникновение царской власти – монархия. Власть одного со временем деградирует, деградация приводит к тирании. Это вызывает недовольство аристократии. В результате тиранию свергают лучшие (лучшего достоинства), возникает аристократия. Со временем аристократия превращается в олигархию. Олигархия – это власть немногих, которая ставит перед собой цели обогащения. Это вызывает недовольство народа. В результате устанавливается демократия – народовластие, которая несет опасность установления хаоса. Со временем власть переходит к толпе и возникает охлократия. Вновь возникает потребность в сильной руке и как следствие – появляется монархия или тирания. Круговорот может изменить полководец, политик. Полибий также делил формы государства на правильные и неправильные: правильная форма – народовластие (демократия), неправильная форма – охлократия. Сила Рима в том, что там возникла уравновешенная, смешанная форма правления, включающая три формы. Элиты там не растворяются друг в друге, а взаимодополняют друг друга. 1. Консул (верховная власть) – монархический элемент (избирался на определённый срок). 2. Сенаторы – ограничивают власть консулов (аристократия). 3. Трибуны – Народное собрание (демократия). Это значит, что во власти в Риме участвовало три элемента: монархический, аристократический и народный – элементы. Следовательно, Полибий в данном случае предвосхищает идеи Локка, Монтескьё. Любое государство, которое позаимствует римский опыт, будет пользоваться теми же благами: сила, разум. Т.о. у Полибия – реальный идеал государства (Римская империя), тогда как у Платона – идеал государства измышленный (абстрактное понятие государства, государство вообще). Политическая мысль и политическая философия римлян (например, политическая мысль и политическая философия Цицерона) опиралась на труды греков, т.к. интеллектуальная энергия у римлян ушла на право и военное дело.
|