Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взгляды Руссо





Взгляды Руссо – это в большей степени политическая философия, нежели политическая мысль. Руссо по своему менталитету ближе всего к России – сказывается его литературоцентричность. В России литераторы были властителями дум. У Руссо преобладают чувства – родоначальник сентиментального направления (его романы построены на чувствах): «Новая Элоиза», «Воспитание Эмиля».

Руссо был женат на прачке. У него было пятеро детей, все были отданы в приюты. Руссо умер в полусумасшедшем состоянии. Первый трактат Руссо – “Приносит ли очищение нравов изучение искусств и наук?” – появился в 1750 г. По мнению Руссо, человек – простодушный дикарь. Изначально для человека нет свободы, справедливости, т.к. он живёт в мире, где нет притеснений. Потом, один человек огорожает свой участок, называет его моим. Далее у Руссо следует теория заговора. Наиболее хитрые основали государство, чтобы закрепить то, что они присвоили себе. Человек в цепях и вернуться к естественному состоянию у него уже не получится.

Отвечать на вопрос, что такое хорошо и плохо – традиция классической философии. Главное – совершенство человека, его добродетель. Общественные институты – это всего лишь средство. Главное – воспитать достойного, добродетельного человека, для этого нужны институты и государство.

Государство у Руссо напоминает гоббсовское – люди, которые жаждут удовлетворить своё чувство собственного достоинства, заключают договор. Цель договора – создать общество, где никто не был бы угнетаемым, все были бы свободны и никто не мог бы поживиться за счёт другого. Для этого нужна всеобщая воля – она невидима, не поддаётся образному представлению. Все граждане вступают в добровольное соглашение и передают все свои права во всеобщую волю (своеобразный суверен).

В работе "Об общественном договоре" (1762) Руссо признает, что люди заключают между собой договор. В соответствии с договором передаются все права всеобщей воле. Всеобщая воля - это коллективный организм, собрание, все без исключения. Отдельный человек - часть всеобщей воли и поданный к всеобщей воле, носитель суверенитета, поскольку является частью всеобщей воли. Всеобщая воля недедима и непогрешима.

Различие Руссо с Гоббсом в том, что всеобщая воля – это конгломерат, в который входят все граждане. Каждый из этих граждан – частичка всеобщей воли, следовательно, он носитель суверенитета. У Руссо человек – одновременно подданный всеобщей воли, но и в тоже время суверен (он отдал все права себе).

Люди не объединяются, они договариваются. У Руссо, они передают свои права третьему, а не суверену (как у Гоббса).

Истоки таких взглядов Руссо – опыт греческих городов-полисов, швейцарская политическая система (всеобщее голосование, контроль). Всеобщая воля у Руссо неделима - отвергает большинство и меньшинство и неделегируема – исполнительный орган решает все вопросы. Индивид должен уважать всеобщую волю, иначе всеобщая воля накажет индивида. Всеобщая воля не может ошибаться, ошибаются лишь отдельные личности. Непогрешимость всеобщей воли не обосновывается, а презумпируется.

Французская революция закончилась якобинской диктатурой, которую осуществлял Робеспьер – поклонник Руссо, мечтавший воплотить идеи Руссо в жизнь. Якобинцы считали себя всеобщей волей Франции. Всеобщая воля – это наш «одобряемс» (СССР, Третий Рейх) – свойство режимов тоталитарного типа.

Всеобщая воля противостоит философии либерализма и консерватизма, всеобщая воля – элемент радикальной политической философии. Всеобщая воля находит выражение в тоталитарном консенсусе. Вся власть при якобинской диктатуре была узурпирована Конвентом, Комитетом общественного спасения (Сен-Жюст, Робеспьер). Фашистов называли “коричневыми якобинцами”.

Либеральный мыслитель Бенжамен Констан обрушился на Руссо. Для либерализма важны права личности, права гражданина. У Руссо же права растворяются во всеобщей воле. У либералов, государство создаётся лишь для того, чтобы эти свободы гарантировать и сохранять. Для человека важнее собственные свободы. Не всякий вариант общественного договора гарантирует личные права. Общественный договор не всегда в ладах с правами личности. У Руссо всеобщая воля совпадает с высшим благом, а ради него можно на всё, следовательно, возникает проблема целей и средств.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия