Акустический образ - это психичный отпечаток звука, представление, полученное органами слуха
Языковой знак – это двухсторонняя психичная сущность, состоящая из понятия(означаемое) и акустического образа(означающее). Произвольность языка ограничивается законами развития данного языка. Абсолютно произвольным знаком можно считать лишь некоторую часть слов, в большинстве слова мотивированы (40-не мотив, 50-мотив.) Мотивация слов облегчает овладение языка. Мотивация – это внутренняя форма, признак, заключенный в названии. Этимология – учение о происхождении слова. Языковая система предполагает 4 компонента: -Денотат (это сам предмет или явление, к которому относиться знак) -Понятие (схематичный обобщенный образ предмета в сознании) -Акустический образ (звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании) - Воплощение знака Семиотика – это наука о знаках. Семиология – это наука, изучающая системы знаков в жизни общества. Контонат – это созначение, ассоциация.
28. Редукция. Ударение. Позиционные изменения. Редукция - "отведение назад".Вопрос о редукции т.е. об изменениях звуков в безударных слогах, тесно связан с вопросом об ударении. Ударение - это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами: 1)Силой или интенсивностью артикуляции - это динамическое ударение (иначе силовое, его также часто называют экспираторным - "выдыхать") чешский яз. 2)Долготой произношения - это квантитативное ударение (иначе количественное или долготное) современный новогреческий яз. 3)Движение голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов - это тоновое ударение (иначе мелодическое, музыкальное) китайский, дунганский, корейский, японский яз. При экспираторном и экспираторно-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным или нефиксированным, так в чешском яз ударение всегда на первом слоге, в польском - на предпоследнем, в большинстве яз на последнем - это одноместное фиксированное ударение. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, напр в итальянском- на предпоследнем слоге casa-дом; на последнем -liberta-свобода, на третьем с конца tempera-темпера - вид минеральной краски. Примером яз с нефиксированным, разноместным ударением может служить русский, где для тех же слов и корней ударение может быть на любом слоге и даже уходить за пределы слова (голова, головка, голову, на голову). Благодаря способности передвигаться, ударение в русском яз играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы, нарп рУки-рукИ, насЫпать-насыпАть. Динамическое и динамически-комплексное ударение может быть причиной редукции. Редукция - это ослабление и изменение звучания безударных слогов и пр всего слоговых звуков этих слогов. Гласные чаще всего cлоговыми. Разл. качественную и количественную редукции: При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняют в любом слоге, в рус яз такой редукции подвергается гласная У: бур-бурАв-буровОй. При качественной редукции происходит то же что при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра Т.е. качества. Напр. вОды, водА (вада), водовоз (ведевос). При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, т.е. переставать произноситься нарп. Жав(о)ронки, пров(о)лка, все-т(а)ки. Ред. Может затрагивать и согласные, этим следует объяснять такие явления в рус яз как превращение йота в (И) (и неслоговое) на конце слогов и в безударных слогах, оглушение конечных звонких согласных в слове и некоторые др. Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Это в различных языках достигается различными средствами - силой ил интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение - долготой произношения – это квантитативное ударение. - движением голосового тона (тоновое ударение). В русском языке ударный слог и самый сильный и самый долгий, и происходит движение тона. Если удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения (бе - гом). При экспираторном и экспираторно -комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным или нефиксированным. Это одноместное фиксированное ударение. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, на предпоследнем слоге, на последнем. Русский язык тожеимеет нефиксированное, разноместное и подвижное ударение, где оно может быть на любом слоге м даже уходить за пределы слова (голова, головка, голову, на голову). Благодаря способности двигаться, ударение в русском я зыке играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы. Динамические ударение может быть причиной редукции. Редукция – это ослабление и изменение звучания без ударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. Гласные чаще всего бывают слоговыми. Количественная редукция – при ней безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняется в любом слоге, в русском я зыке это буква у (бур, бурав, буровой). Качественная редукция – при ней происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но теряют те или иные качества своего тембра (во`ды, вода`). Голосовые связки при редуцировании безударных гласных звучат также слабее, сто уменьшает их сонарность. При очень сильной редукции безударные гласные могут переставать произноситься (жаворонки). Редукция может затрагивать и согласные(й). Причины качественной редукции в количественной редукции, т.е. в сокращении долготы
|