Студопедия — Особенности культурного прогресса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности культурного прогресса






Мистика возникла до дифференциации на чувства и разум, ко­гда разум как таковой еще не возник. Развитие чувств и образного мышления привело к становлению искусства. Затем развитие по­нятийного мышления привело к формированию мифологии, со­стоящей из двух уровней -- образного и рационального. Дальнейшее развитие привело к становлению философии, в которой понятий­ный уровень стал единственным и самодовлеющим. Как только фи­лософия захватила власть (Марк Аврелий), выяснилось, что она не выполняет свои обещания, и начался откат к религии. После за­хвата религией власти в индульгенцио-инквизиционную пору культура повернулась к науке. Наука, став всесильной, обнаружила свое бездушие. Люди обратились к идеологии, которая, придя к власти, продемонстрировала свою бесчеловечность.

Предпосылки одной отрасли постепенно созревали в другой: в мифологии растет рациональная компонента, и образы начинают пониматься иносказательно, вплоть до возникновения филосо­фии; в философии, по мере впадения в скептицизм, прорастала ве­ра (в неоплатонизме) вплоть до торжества религии; в религии зреет разумное начало вплоть до торжества науки; в науке растет пони­мание того, что она тоже основывается на вере — в объективную реальность вплоть до торжества идеологии. Таков ход маятника. Каждая отрасль не возвращается в исходную точку. Меняются пре­обладающие чувства: сначала в искусстве довлеет воображение, за­тем в религии вера, наконец, в идеологии интерес. Разум науки от­личается от философского разума своей опорой на эмпирическую реальность.

С развитием тенденции рационализации амплитуда маятника увеличивается. Расстояние между мистикой, искусством и мифо­логией еще невелико, но философия дальше отходит от мифоло­гии, религия от философии, наука от религии, а идеология от рели­гии.

Отрасли чередуются по степени воздействия на массы: боль­шое — у мистики, мифологии, религии, идеологии, меньшее — у философии и науки. Это связано со степенью рациональности. Менее рациональное распространяется на большее количество лю­дей, что означает, что меньшинство людей мыслит рационально. В каждом типе культур имеет место различное соотношение отрас­лей, и этим определяется их своеобразие. В восточных типах куль­тур, в которых рождались все великие религии, данная отрасль культуры всегда имела большее значение, чем в западных типах, где преобладали философия и наука.


Культурология в вопросах и ответах

Еще один вывод из внутренней борьбы между отраслями куль­туры и учениями делает Тойнби, анализируя борьбу между конфу­цианством и буддизмом в Китае и аристотелевской философией и богословием в средневековой Европе: «Более сильной оказывается сторона, не находящаяся у власти».

На основе принципа маятника можно прогнозировать будущее культуры. На следующей ступени можно ожидать возвращение к господству рационального. Тенденция рационализации, которую у нас нет оснований считать завершенной, служит интеллектуаль­ной основой эволюции культуры.

Равновесие культуры — это миг отсутствия господства ка­кой-либо отрасли над другими, когда одна уже потеряла лидирую­щую роль, а другая еще не приобрела. Борьба представляется неиз­бежной в определенный период. В этом смысле «не мир пришел я принести, но меч».

По аналогии с социальной, научной и т. д. можно говорить о культурной революции, имея в виду процесс скачкообразного пере­хода от главенства одной отрасли культуры к другой. По крайней мере три такие революции можно назвать: философскую, религиоз­ную, научную. Движущей силой революции был творец, приносив­ший себя в жертву, а создателями новой отрасли культуры стано­вились его ученики и последователи, вдохновленные его жертвой. Действительно, как иначе можно победить, если физический пере­вес на стороне противника.

Отрасли культуры, как живые организмы, этносы, экосистемы проходят цикл развития. В свою очередь, каждый человек прохо­дит путь развития культуры в целом. «Подобно тому, как история развития человеческого зародыша во чреве матери представляет собой только повторение развертывавшейся на протяжении мил­лионов лет истории физического развития наших животных пред­ков, точно так же и духовное развитие ребенка представляет собой только еще более сокращенное повторение умственного развития тех же предков — по крайней мере более поздних»1. В соответствии с так называемым биогенетическим законом, современный чело­век не только телесно, но и духовно-психически сокращенно вос­производит свое природно-биологическое прошлое.

Сначала, как установили психологи, имеет место синкрети­ческое восприятие, затем восприятие с помощью построенных из образов схем, объективных или субъективных, и лишь затем

Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1952. С. 140.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия