Студопедия — Особенности культурного прогресса. изведений и отраслей увеличивает «видовое разнообразие» куль­турной системы и, стало быть, устойчивость культуры (по анало­гии с прямо пропорциональной
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности культурного прогресса. изведений и отраслей увеличивает «видовое разнообразие» куль­турной системы и, стало быть, устойчивость культуры (по анало­гии с прямо пропорциональной






изведений и отраслей увеличивает «видовое разнообразие» куль­турной системы и, стало быть, устойчивость культуры (по анало­гии с прямо пропорциональной зависимостью между видовым раз­нообразием и устойчивостью экологических систем).

Есть определенное содержательное противоречие между куль­турным прогрессом и прогрессом техники. Вооруженные железом дорийцы победили обладавших бронзовым оружием минойцев, но это была, как считает Тойнби, победа варварства над цивилизаци­ей. Рассматривая вопрос о критерии роста цивилизации, Тойнби пишет, что таковым не может быть территориальная экспансия. Скорее наоборот, территориальная экспансия ведет к замедлению роста и его полной остановке. Здесь противоположность физиче­ской и духовной сил. «Территориальная экспансия приводит не к росту, а к распаду»1. Основываясь на изучении истории древнего мира, Тойнби делает вывод, «что если экспансия и имеет какое-ли­бо соответствие росту, то здесь обратная пропорция, другими сло­вами, территориальные захваты — симптом не социального роста, а социального распада»2. «Географическая экспансия и духовный рост находятся в обратной зависимости друг от друга»3. И в преде­лах одного государства проявляется обратная зависимость между физической силой и ростом духовной культуры, сформулирован­ная на примере России отечественным историком и археологом Иваном Евгеньевичем Забелиным с поправкой на возможность дос­тойного духовного ответа на давление власти. Критерием роста ци­вилизации, по Тойнби, не может быть и увеличение власти над природным окружением. И здесь действует скорее обратная зави­симость.

Существует определенная аналогия между развитием культуры и отдельного человека. Развитие индивида Вико описывает так: «Люди сначала чувствуют, не замечая, потом замечают взволно­ванной и смущенной душой, наконец, обсуждают чистым умом»4. И человечество в целом сначала делает (материальная культура Че­ловека Умелого), потом осознает смерть (мистика), чувства (искус­ство), пытается познать смысл чувствами (мифология), разумом (философия), верой (религия), проверкой (наука) и, отчаявшись,

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 1994. С. 185.

2 Там же. С. 219.

3 Там же. С. 220.

4 Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994.
С.147.


Культурология в вопросах и ответах

уходит в свои интересы (идеология), как бы возвращаясь к исход­ному пункту материальной культуры. Таково движение культуры по спирали с возвращением к исходной точке на новом уровне.

Вико показывает путь от антропоморфизма до овеществления: «Человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти веши из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими»1. Можно ска­зать, что значение духовной культуры росло по сравнению с мате­риальной, и так было еще во времена господства религии. При ли­дирующем положении науки материальная культура начала подни­маться на чаше весов, а господство идеологии еще более упрочило ее положение.

Нами рассмотрено семь отраслей духовной культуры. Каждая последующая — синтез предыдущих, рождающий новое качество и сохраняющий из предыдущего все ценное для себя (закон отрица­ния отрицания Гегеля). Развитие отраслей можно представить сле­дующим образом:

мистика + искусство = мифология + философия = = религия + наука = идеология.

Мистика и мифология — детство человека, философия и рели­гия — его юность, наука и идеология — зрелость. Искусство, начи­наясь в детстве, сопровождает человека всю жизнь. Человек посто­янно ищет, переходя от одних способов к другим. Возможно возра­жение, что ни философия, ни религия, ни наука не потеряли своего значения, но престиж философии никогда не был так вы­сок, как во времена Платона и Аристотеля; религия никогда не располагала такой властью, как в Средние века; наука никогда не пользовалась таким уважением, как в XIX в. Эти отрасли и сегодня присутствуют в культуре и, может быть, добьются выдающихся ус­пехов, но пик их могущества в прошлом.

От Сократа идет деградация философии вместе с накоплением знаний и престижа Академии. От Христа идет деградация религии вместе с ростом веры и укреплением церкви. От Бруно идет дегра­дация науки вместе с ростом знания и значения научных откры­тий. Спираль начинает раскручиваться, и творческая энергия по­рыва уменьшается с переходом в знание. «Раз пробудившись, мысль уже не засыпает более, она развивается в известную систему

1 Вико Д. Указ. соч. С. 220.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия