Студопедия — Особенности культурного прогресса. аналитическое восприятие, которое развивается от вербального синкретизма до теоретического синтеза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности культурного прогресса. аналитическое восприятие, которое развивается от вербального синкретизма до теоретического синтеза






аналитическое восприятие, которое развивается от вербального синкретизма до теоретического синтеза. Это соответствует по­следовательному развитию мистики, искусства, мифологии, фи­лософии.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) установил три этапа развития ребенка:

1) до 7—8 лет — этап интеллектуального реализма, когда ребе­нок отождествляет слово и предмет;

2) 8—11 лет — этап вербального синкретизма, когда ребенок по­нимает причины действий, но не может объяснить причины абст­рактных понятий;

3) 11 —12 лет, когда появляется абстрактное мышление.
Первый этап соответствует мистике и искусству, второй — ми­
фологии и третий — философии.

Исходной точкой служит отсутствие какой-либо дифферен­циации. Начиная с 1 года и 9 месяцев или с 2 лет, по Пиаже, суще­ствует «да» или «нет», действительное и недействительное, без вся­ких оттенков. Это первая дифференциация. К 3 годам воображае­мое отделяется от действительного. Эта стадия соответствует существованию искусства. К 7 годам ребенок овладевает мифоло­гическим мышлением соположения, а После 7 лет формируется причинный и логический порядок рассуждения. «Главное свойст­во детской предпричинности и состоит в отсутствии различения причинной точки зрения от точки зрения логической, которые обе еще смешаны с точкой зрения намерения или психологического мотива»1. Исходным для ребенка является «почему» психологиче­ской мотивировки, из которой следует «почему» причинного объ­яснения и «почему» обоснования. Это объясняют характерные для детей антропоморфизм и анимизм, которые присущи и развитию человека как вида.

Пиаже пишет далее: «После 7-8 лет эти черты эгоцентризма не исчезают мгновенно, но остаются кристаллизованными в наиболее отвлеченной части мысли, которой труднее всего оперировать, а именно в плане мысли чисто вербальной. Таким образом, между 7 с половиной и 11 — 12 годами ребенок может не обнаруживать ни­каких следов синкретизма в понимании восприятия, т. е. в мысли, связанной с непосредственным наблюдением (сопровождаемой или не сопровождаемой речью), и сохранить очевидные следы синкретизма в словесном понимании, т. е. в мысли, оторванной от

1 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. С. 205.

9 Культурология в вопросах и ответах 257


Культурология в вопросах и ответах

непосредственного наблюдения. Этот синкретизм, наблюдающий­ся после 7—8 лет, мы будем называть вербальным синкретизмом»1. Здесь разгадка того, что примитивные народы мыслят вполне ло­гично в практической сфере. И в то же время их мифология позво­ляет заключить о наличии дологической стадии мышления. Про­водя аналогию между развитием ребенка и человечества, можно сказать, что этим народам от 7 до 12 лет. «В речи, как и в воспри­ятии, мысль идет от целого к частностям, от синкретизма к анали­зу, а не обратно», — заключает Пиаже.

Согласно немецкому философу Эдуарду Гартману, сознание происходит из удивления перед нежелательным представлением. Что же это — наиболее нежелательное представление? По-видимо­му, смерть. Она и является источником сознания. Так же, по Пиа­же, для детей в жизни «нет ничего удивительного до тех пор, пока ребенок не осознает разницы между жизнью и смертью. С этого момента смерть вызывает особое любопытство ребенка именно по­тому, что если за каждым явлением скрывается мотив, то смерть требует особого объяснения. Следовательно, ребенок будет искать критерий для различения жизни и смерти; эти поиски приводят его к подстановке в части предпричинного объяснения и к отыска­нию мотивов причинного объяснения и даже иногда к осознанию случайного»2.

Что касается взрослого человека, то не только душу, как это де­лал К. Юнг, но и дух можно сравнить со строением: сверху более поздние отрасли, под ними ранние. В сознании и бессознательном сохраняются все стадии развития духовной культуры в форме архе­типов. Люди тоже делятся на семь духовных типов — мистики, ху­дожники, мифологи, философы, верующие, ученые, идеологи — в зави­симости от того, какая отрасль господствует в них. Конечно, коли­чество принадлежащих к данному типу зависит от того, какая отрасль господствует в данное время, но жесткой связи нет. В эпо­ху господства идеологии есть представители всех других типов, и, скажем, мистик по натуре, если он творчески подходит к культуре, будет, как Р. Штейнер, использовать все достижения культуры для подтверждения своих взглядов. Так в XX в. возникает антропосо­фия. Ее влияние на современников определяется не только исто-

1 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. С. 134.

2 Там же. С. 215-216.


Закономерности развития культуры

рическими условиями, но и индивидуальной духовной силой, ко­торая притягивает к себе все культурные феномены, осуществляя их синтез.

К образу прибавляется мысль, к мысли вера, к вере опыт, к опыту интерес, и получается культурный сплав, помогающий вы­живанию. Отрасли культуры не только сменяют друг друга на пье­дестале, но в процессе борьбы составляют единство многообразно­го, в том числе противоположного.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия