Закономерности развития культуры. гично развитию экосистемы
гично развитию экосистемы. Оно также идет в направлении ослабления доминирования и конкуренции и роста разнообразия и информации. Стадия зрелости экосистемы соответствует стадии культурного синтеза, на которой истина уже не глаголет устами младенца, а включает в себя все больше духовных компонентов, пока наконец на вершине могущества, когда кажется, что культурная система может включить в себя все, она не распадается. Развитие отрасли напоминает развитие популяции: период резкого увеличения произведений и последователей (революционный период); плавный период (синтеза); горизонтальный период застоя (подмен), когда дух культуры засоряется материальностью (плотекостью), т. е. начинают преобладать интересы тела и агрессивно-потребительская модель поведения (схема 3). На первой стадии имеет место жертва, дающая энергию, на второй — рост влияния отрасли, на третьей — подмена, тормозящая, аналогично силе трения, развитие отрасли. А и Б — точки бифуркации. Период застоя ведет к точке бифуркации, после чего главенствующее положение занимает другая отрасль. Аналогично можно построить схему развития культуры в целом {схема 4). Примечание. Толстой линией обозначено лидерство данной отрасли культуры, а тонкой — развитие отрасли после потери ею лидирующей позиции. Конечно, это всего лишь наглядная схема. Кривые развития отраслей могут так же отличаться друг от друга, как формы галактик. Границы трех первых отраслей культуры условны.
Революцией- Период синтеза ный период Схема 3. Развитие отрасли культуры 265 Культурология в вопросах и ответах
Схема 4. Развитие культуры Вспомним, что в универсальной схеме развития, предложенной синергетикой, чередуются фазы устойчивости и неустойчивости, нормального развития и революционных изменений. Культурные системы — один из типов систем, наравне с физическими и биологическими они подчиняются этим закономерностям. Как о физических, столь же оправданно говорить о духовных силах. Возможно, существуют культурные законы, аналогичные законам механики. Для количественной оценки развития культуры можно использовать методы экспертной оценки, индексы цитирования и т. п. Продолжим аналогию между развитием культуры и сукцессией. Как в экосистеме вид создает условия, благоприятные для существования другого вида, давая ему дорогу (анаэробные бактерии, продуцируя кислород, создали кислородную атмосферу и условия для аэробной жизни), так в культуре одна отрасль создает учреждения, которые затем выступают против нее (созданные католическим духовенством университеты вскоре стали его противниками). В итоге имеем спираль развития: жертва -> развитие данной отрасли культуры -> ее доминирование -» подмена -> жертва. Каждая отрасль проходит свой цикл (аналог экологической сукцесии). Жертва — революционный момент в развитии культуры, синтез — момент нормальный. За ним следует подмена. «Существует земной закон, по которому с того момента, как прекращается всякое преследование и достигается всеобщее признание, начинается и разложение» (слова Е.И. Рерих)1. За великими жертвами стоят 1 Ключников Н.И. Указ. соч. С. 143.
|