Студопедия — Роль экологии в единстве культуры и природы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль экологии в единстве культуры и природы






кусстве любить». Можно себе представить, что то, что составляет наше тело, которое теперь представляется как отдельное существо, которое мы любим предпочтительно пред всеми другими сущест­вами, когда-нибудь в прежней, низшей жизни было только собра­нием любимых предметов, которые любовь соединила в одно так, что мы его в этой жизни уже чувствуем собою; и точно так же наша любовь теперь к тому, что доступно нам, составит в будущей жизни одно цельное существо, которое так же близко нам, как теперь наше тело («у Отца вашего обителей много»). Здесь будущая кон­цепция ноосферы Тейяра де Шардена и Вернадского, которая, к сожалению, оказалась далека от практики человеческой природо-преобразовательной деятельности и не смогла предсказать эколо­гический кризис.

Экология восстанавливает и считающуюся важной в современ­ной психологии (в частности, у Юнга) эмоциональную «бессозна­тельную идентичность» человека с природными явлениями. Для экологии важны архетипы, несущие в себе и образы, и энергию, а не только научные теории и философские понятия. Этим она поднимается к новой целостности. Материя для нее не просто философское понятие, но Мать-Земля, а дух — Отец всего. Фило­софия, чтобы трансформироваться в экологию, должна вернуться (М. Хайдеггер) к досократическому ощущению жизни без потери, впрочем, рациональной истины. В экологии проявляется традици­онная тоска по гармонии рационального и чувственного. Из мис­тики и квантовой механики экология берет представление о един­стве субъекта и объекта.

В этом направлении развивалась и религия. Христианский свя­щенник не лишает жизни жертвенных животных, а приносит бескровную жертву и ныне читает в церкви проповеди в защиту животных. Человек уничтожает естественные экосистемы, но из жертвы природы рождается новый диалог с бытием, основанный на включении в сферу нравственности всей природы; на понима­нии, что насилие — механизм подмены, что воля к власти ведет к гибели личности и человечества. Ницше понимал под властью большую жизнь, но большая жизнь на самом деле — это жизнь в культуре.

Вряд ли вселенная расширяется для того, чтобы наше сознание становилось более узким. Соответственно расширению вселенной должно расширяться сознание человека, включая в себя живот­ных, растения, камни, весь окружающий мир. Можно сказать, что


Культурология в вопросах и ответах

нравственность не только углубляется, но и осознает себя, по­скольку с расширением вселенной идет расширение сознания.

В связи с этим можно говорить о трех стадиях этики: единство с Богом (через религию); единство с людьми (через закон); единст­во с природой (через экологию). Новый гуманизм, включающий в себя природу, — экологический Гуманизм. Знать себя полностью мы можем, только зная себя как природу, утверждают авторы кни­ги «Глубинная экология: жить с уважением к природе» Б. Дивол и Дж. Сессион, и, стало быть, именно таким путем можно осуще­ствить программу самопознания Сократа. Экология означает при­мирение с миром как он есть, возвращение к бытию. Стремление учиться и мудрость, продолжают Дивол и Сессион, невозможны без любви к другим существам и природе, связанной и с дологиче­ским единством человека и природы, и с принципом реинкарна­ции, трансформировавшимся в ахимсу. Язык нашего времени, объединяющий все отрасли культуры, — язык экологический.

В экологической перспективе выделяется роль понятия соци­ально-природного прогресса как синтетического по сути и кореня­щегося в истории культуры (понятие «сельскохозяйственные куль­туры» связывает культуру и природу в единое целое).

Экология — синтез предыдущих отраслей культуры. Социаль­ные теории вообще повторяют и обобщают результаты науки. В кибернетике появилось понятие информации, и его применение ко всем отраслям знаний и в технике привело к концепции инфор­мационного общества. В биологии Людвиг Берталанфи разработал теорию биологических объектов как открытых систем, находящих­ся в динамическом равновесии со средой (общая теория систем), и вскоре возникла концепция «открытого общества». Так и пред­ставление об экологическом обществе поднимается на волне эко­логических исследований.

Есть опасность, что при переходе в область человеческих отно­шений будет упущена из вида социальная специфика. Она сего­дня — во власти как таковой и деньгах как инструменте власти. Забыв об этом, можно создать прекрасные полотна, не имеющие отношения к реальности. Эту опасность явно недооценил Поппер. И с экологией можно попасть впросак, если ограничиться поверх­ностными концепциями устойчивого развития.

Улучшат ситуацию не декларации, а реальная борьба против антиэкологических тенденций; сами" же по себе рассуждения могут служить дымовой завесой, призванной затушевать антиэкологиче­скую политику. Трезвая оценка существующего положения, эмо-


Роль экологии в единстве культуры и природы

диональные вздохи по поводу исчезающей природы, познание за­конов развития экосистем, экологическое право — все это мало что значит без порыва и энтузиазма. Необходима добровольная жертва ради природы. Экология сходится с культурой в точке жертвенности, но это не языческие жертвы, а нечто совершенно обратное. Происходит своеобразная инверсия. Если некогда чело­век жертвовал животными ради своих целей (жертвоприношения), затем стал жертвовать собой ради других людей (философское, ре­лигиозное, научное время), то сегодня вопрос ставится о жертве человека ради природы. Так выделяются три этапа жертвоприно­шений: дофилософский, философско-религиозно-научный и эко­логический. Принесение человеком себя в жертву природе — плата за создание новой отрасли культуры.

Человек удалился от природы и может вернуться к ней через культуру. Он не может вернуться к исходной точке, но может вер­нуться к единству с природой на новом уровне (по принципу спи­рали). С экологией развитие духовной культуры выходит на каче­ственно иной уровень. Она начинает препятствовать уничтожению биосферы и объединяет человека с ней. Человек сознательно отка­зывается от убийства слабейшего. Он любит природу не как все­сильного Бога, а как страдающую, уподобляясь тем самым Христу, который принес себя в жертву во имя нравственного идеала, выра­женного в Нагорной проповеди.

В этом самопожертвовании может сказать свое веское слово русская космическая цивилизация. При древнегреческом понима­нии космоса космическая цивилизация есть в то же время экологи­ческая. Будущее за экологическим обществом. Здесь понадобится русская всечеловечность и ограничение потребностей. Низкий ма­териальный уровень, если не думать о «золотом тельце», помогает духовному порыву. Экология — наследник русской философской мысли, идущей от Соловьева и Бердяева.

Близка к экологии этика благоговения перед жизнью, поскольку подводит к необходимости собственного жертвоприношения ради природы. Культура благоговения создает гармонию между миром культуры и жизни. Надо пройти по ступеням культуры, чтобы прийти к экологии как новой парадигме культуры. Через жертву: сначала природы (символ которой «Распятая птица» Э. Неизвест­ного), потом человека — культура отвечает на вызов ситуации.


Культурология в вопросах и ответах







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия